Наталья Серова
Основная образовательная программа МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная программа для детей дошкольного возраста (далее – Программа) МБДОУ «Детский сад №5» (далее ОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт, приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, примерной основной образовательной программой дошкольного образования от 20 мая 2015 г. № 2/15 (далее – Примерная программа, на основе анализа деятельности ОО, положений фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, практических разработок и методических рекомендаций в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
Публикация «Основная образовательная программа МБДОУ» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие ОО в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе РФ «Об образовании» :
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства;
защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми, обеспечивая преемственность и единство воспитательных и обучающих целей и задач формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.
На первый план в Программе выдвигается функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентацию педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям о признании самоценности дошкольного образования.
Актуальность Программы заключается в ее ориентации на формирование желания у детей узнавать новое, составляющего основу личностного развития ребенка, и означает желание познавать мир, ставить проблемы, искать и находить решения, учиться сотрудничать с другими детьми и взрослыми на принципах уважения и равноправия.
Она направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста, независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Программа создана с учетом особенностей и традицией ОО, предоставляющей возможности раскрытия интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка и взрослого и удовлетворяющей потребности родителей и социума.
Обязательная часть Программы обеспечивается комплексной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. (1)
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена парциальными программами :
«С физкультурой дружить – здоровым быть!», М. Д. Маханева, М. : Сфера, 2009 (2) – вопросы закаливания и питания;
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2014 (3) – формирование у детей представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
«Экология в детском саду и начальной школе», М. Д. Маханева, ТЦ Сфера, М., 2014 (4) –формирование у детей 4-7 лет представлений о мире природы;
«Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет», М. Д. Маханева, ТЦ Сфера, М. ,2012, «Обучение грамоте детей 5-7 лет» М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева, ТЦ Сфера, М., 2014(5, «Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет», Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В., ТЦ Сфера, 2010(6) – формирование у детей 4-7 лет звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
«Я, ТЫ, МЫ. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет», Князева О. Л., Стеркина Р. Б., М. : Просвещение, 2004(7) – вопросы социально-эмоционального развития детей;
«Взаимодействие семьи и ДОУ», Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверитина, Учитель, 2014 (8).
Примечание. Расчет процентного содержания обязательной части ООП и парциальных программ проводился следующим образом :
Всего задач по образовательным областям в соответствии со Стандартом – 39.
Из них за счет комплексной программы решается 29 задач, что составляет 74 % от ООП.
Соответственно, за счет части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, решается 10 задач, т. е. 26 %.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Задачи реализации Программы (Стандарт п. 1.6.)
Программа построена на следующих принципах:
поддержка разнообразия детства;
сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
позитивная социализация ребенка;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников ОО) и детей;
реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
сотрудничество ОО с семьей;
сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;
индивидуализация дошкольного образования;
возрастная адекватность образования;
развивающее вариативное образование;
полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
Планируемые результаты (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования) :
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой ОО, заданным требованиям Стандарта (п. 4.6.) и Программы в ОО направлено в первую очередь на оценивание созданных ОО условий в процессе образовательной деятельности.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
психологические наблюдения, психологическую диагностику;
детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
карты развития ребенка.
Для внесения сведений о ребенке, обучающемся по ООП ОО разработан «Маршрут индивидуального развития ребенка»