Получи документы

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природным миром в процессе экспериментирования

Марина Дмитриевна Токарь
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природным миром в процессе экспериментирования

Группа общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста.

Этап работы над темой:1 год.

Дата начала работы над темой: октябрь 2024г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025г.

Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства по вопросу «детское экспериментирование».

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

Публикация «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природным миром в процессе экспериментирования» размещена в разделах

3. Обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности.

4. Пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности.

5. Развивать интерес детей к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

6. Формировать представления детей о свойствах и качествах предметного мира; углублять представления о живой и неживой природе.

7. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; формировать навыки самостоятельной деятельности.

8. Познакомить родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Методы и приемы работы:

• Словесные;

• Наглядные;

• Практические;

• Игровые.

Предполагаемый результат:

Самообразование:

1. Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Дети:

2. Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности.

3. Умение детей использовать разные способы и приемы познания.

4. Расширение кругозора детей.

Родители:

5. Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях.

Актуальность.

Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно–исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.

Формы работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год.

№ План работы Мероприятия Уровень Сроки Предполагаемый результат

1 Изучение литературы познавательно исследовательской деятельности детей, методики и технологий педагога по данной теме. В течение года Изучена литература, проанализированы ресурсы, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа.

2 Подбор материала к оснащению центра экспериментирования в группе Октябрь, ноябрь. У детей повыситься : активность во время проведения режимных моментов и совместной деятельности, желание узнавать, что-то новое самостоятельно.

3 Оформление картотеки опытов Февраль Внедрение игровых технологий в режимных моментах и совместной деятельности способствует повышению за счёт проявленного интереса у детей к познавательно-исследовательской деятельности.

4 Разработка проекта «Маленькие исследователи» Фотоотчёт Март Путем рассуждений и обследования предметов дети придут к правильному выводу.

5 Разработка проекта «Огород на подоконнике» Фотоотчёт Апрель,

май. У детей должен развиваться интерес к познавательной активности.

6 Организация и проведение опытнической деятельности в совместной деятельности взрослого с детьми в соответствии с перспективным планом. Опыты с водой: Д/и «Чистые ручки»,

«Напоим куклу чаем». На уровне д/с Октябрь,

декабрь, январь. Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности.

Умение детей использовать разные способы и приемы познания.

Расширение кругозора детей.

Опыты с песком:

«Посыпалки», «Следы», «Испечём угощение». На уровне д/с Ноябрь,

май.

Опыты с бумагой:

«Бумажные листочки»,

«Бумажные комочки»,

«Тонкая-толстая»,

«Кораблик». На уровне д/с Март

Опыты с воздухом:

«Поймаем воздух»,

«Утопим игрушку», «Мой весёлый звонкий мяч». На уровне д/с Апрель,

май.

Опыты с камнями:

«Вот какие камешки»,

«Помоем камешки»,

«Твёрдый-мягкий». На уровне д/с Февраль

7 Привлечение родителей к

созданию предметно-

развивающей среды в

группе.

Проведение экологической

Выставки «Что нам осень принесла» Консультация

«Создание условий для развивающей

деятельности» На уровне д/с Октябрь Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития познавательных способностей посредством детского экспериментирования.

Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях.

8 Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир» На уровне д/с Ноябрь

9 «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Памятка Декабрь

10 «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» Папка - передвижка На уровне д/с Январь

11 Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!». Папка-передвижка

«Юные исследователи» На уровне д/с Февраль

12 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Фотоотчёт На уровне д/с Март

13 «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.) Фотовыставка «Юные исследователи» На уровне д/с Апрель

14 Творческий отчет по теме самообразования На уровне д/с Май Повышается знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.

Перспективный план работы с детьми группы общеразвивающей направленности младшего дошкольного возраста :

Месяц Материал Тема Цель работы Форма

организации

Октябрь Вода «Водичка-водичка»

«Чистые ручки»

«Напоим куклу чаем»

«Помощники»

Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать.

Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. Режимные моменты.

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Режимные моменты.

Ноябрь Песок «Песочек»

«Посыпалки»

«Следы»

«Испечём угощение» Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться.

Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки

Дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. Игровая ситуация

Опыт

Игровая ситуация

Часть занятия

Декабрь Вода «Найди игрушку»

«Прятки»

«Разноцветная водичка»

«Цветные льдинки»

Дать детям представление о том, что вода прозрачная.

Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.

Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить.

Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд. Опыт

Опыт

Часть занятия

Опыт

Январь Вода «Прозрачный лед»

«Разогреем»

«Какой это снег»

«Как превратить снег в воду» Дать детям представления о свойствах льда

Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду.

Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

Формировать простейшие представления о свойствах снега. Опыт

Опыт

Наблюдение на прогулке

Опыт

Февраль Камни «Вот какие камешки»

«Помоем камешки»

«Твёрдый-мягкий»

«Тёплые-холодные» Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму.

Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.

Дать детям представление о том, что камни твёрдые.

Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми Игровая ситуация

Опыт

Игровая ситуация

Опыт

Март Бумага «Бумажные листочки»

«Бумажные комочки»

«Тонкая-толстая»

«Кораблик» Дать детям представление о том, что бумага лёгкая.

Дать детям представление о том, что бумага может мяться, рваться.

Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. Опыт

Игровая ситуация

Опыт

Опыт

Апрель Воздух «Поймаем воздух»

«Утопим игрушку»

«Мой весёлый звонкий мяч»

«Лодочка плыви»

Дать детям представление о том, что воздух не виден.

Дать представление детям о том, что воздух легче воды.

Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. Игра

Режимные моменты

Игра

Опыт

Май Воздух

Песок «Буря в стакане»

«Ветер-ветерок»

«Песчинки» Дать детям представление о том, что воздух легче воды.

Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха.

Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок. Игра

Наблюдение на прогулке, игры с вертушками, султанчиками.

Наблюдение на прогулке.

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе

Работа с детьми в центре экспериментирования требует определенных условий:

- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку, и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;

- оборудование и материал, находящиеся в центре, должны быть безопасными, доступными, соответствовать возрасту детей;

- центр наполняется материалом постепенно.

Оборудование и материалы:

- модуль «Вода- песок»;

- контейнеры для хранения материалов;

- непромокаемые фартуки, нарукавники;

- материал для игр с водой: набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, лягушек, корабликов, шарики, мячики, мерные ложки, воронки, сито, лейки, ведерки, пластиковые стаканы, маленькие бутылочки разной формы, губки, водяные мельницы;

- материал для игр с песком: совки, грабли, формочки, мелкие игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца, зверюшки из киндер-сюрпризов, пластмассовые крышки и т. п., палочки, сито, ведерки;

- материал для игр с воздухом: султанчики, флажки, ленточки, вертушки, воздушные шарики, трубочки для коктейля, перышки, бумага писчая;

- природный материал : шишки, желуди, небольшие камешки, ракушки, крупы (рис, пшено, гречка, манка); пищевые красители; соль, сахарный песок;

- материал для уборки в центре: салфетки, тряпочки, щетка и совок

Изучаемая литература:

• Е. В. Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет, Ярославль, «Академия развития», 2022г.

• О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2021г.

• Н. В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» 2023г.

• Л. И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ» 2023г.

• Игорь Пелинский «Песочные игры»

• Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах.

• Н. В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».

• Мартынова Е. А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий

• М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», издательство «Учитель»

• Н. В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии» — развитие детей младшего возраста.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы»Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы» Как известно, у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, то есть они живут по принципу "Что вижу, с чем действую,.

Фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста по изодеятельности с элементами экспериментирования «Дождик»Фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста по изодеятельности с элементами экспериментирования «Дождик» Добрый день, уважаемые коллеги. Ко дню российской науки 8 февраля предлагаю вам фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природным миром в процессе экспериментирования
Опубликовано: 12 мая 2025 в 21:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природным миром в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дмитриевна Токарь (УИ 1314657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 июня 2025 воскресенье
16 июня 2025 понедельник
День рождения «Артека» (1925г.)
Международный детский центр «Артек» отмечает 100-летие (2025г).



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных