Марина Дмитриевна Токарь
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природным миром в процессе экспериментирования
Группа общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста.
Этап работы над темой:1 год.
Дата начала работы над темой: октябрь 2024г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025г.
Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства по вопросу «детское экспериментирование».
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
Публикация «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природным миром в процессе экспериментирования» размещена в разделах
3. Обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности.
4. Пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности.
5. Развивать интерес детей к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
6. Формировать представления детей о свойствах и качествах предметного мира; углублять представления о живой и неживой природе.
7. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; формировать навыки самостоятельной деятельности.
8. Познакомить родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Методы и приемы работы:
• Словесные;
• Наглядные;
• Практические;
• Игровые.
Предполагаемый результат:
Самообразование:
1. Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Дети:
2. Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности.
3. Умение детей использовать разные способы и приемы познания.
4. Расширение кругозора детей.
Родители:
5. Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях.
Актуальность.
Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно–исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.
Формы работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год.
№ План работы Мероприятия Уровень Сроки Предполагаемый результат
1 Изучение литературы познавательно исследовательской деятельности детей, методики и технологий педагога по данной теме. В течение года Изучена литература, проанализированы ресурсы, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа.
2 Подбор материала к оснащению центра экспериментирования в группе Октябрь, ноябрь. У детей повыситься : активность во время проведения режимных моментов и совместной деятельности, желание узнавать, что-то новое самостоятельно.
3 Оформление картотеки опытов Февраль Внедрение игровых технологий в режимных моментах и совместной деятельности способствует повышению за счёт проявленного интереса у детей к познавательно-исследовательской деятельности.
4 Разработка проекта «Маленькие исследователи» Фотоотчёт Март Путем рассуждений и обследования предметов дети придут к правильному выводу.
5 Разработка проекта «Огород на подоконнике» Фотоотчёт Апрель,
май. У детей должен развиваться интерес к познавательной активности.
6 Организация и проведение опытнической деятельности в совместной деятельности взрослого с детьми в соответствии с перспективным планом. Опыты с водой: Д/и «Чистые ручки»,
«Напоим куклу чаем». На уровне д/с Октябрь,
декабрь, январь. Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности.
Умение детей использовать разные способы и приемы познания.
Расширение кругозора детей.
Опыты с песком:
«Посыпалки», «Следы», «Испечём угощение». На уровне д/с Ноябрь,
май.
Опыты с бумагой:
«Бумажные листочки»,
«Бумажные комочки»,
«Тонкая-толстая»,
«Кораблик». На уровне д/с Март
Опыты с воздухом:
«Поймаем воздух»,
«Утопим игрушку», «Мой весёлый звонкий мяч». На уровне д/с Апрель,
май.
Опыты с камнями:
«Вот какие камешки»,
«Помоем камешки»,
«Твёрдый-мягкий». На уровне д/с Февраль
7 Привлечение родителей к
созданию предметно-
развивающей среды в
группе.
Проведение экологической
Выставки «Что нам осень принесла» Консультация
«Создание условий для развивающей
деятельности» На уровне д/с Октябрь Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития познавательных способностей посредством детского экспериментирования.
Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях.
8 Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир» На уровне д/с Ноябрь
9 «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Памятка Декабрь
10 «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» Папка - передвижка На уровне д/с Январь
11 Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!». Папка-передвижка
«Юные исследователи» На уровне д/с Февраль
12 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Фотоотчёт На уровне д/с Март
13 «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.) Фотовыставка «Юные исследователи» На уровне д/с Апрель
14 Творческий отчет по теме самообразования На уровне д/с Май Повышается знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.
Перспективный план работы с детьми группы общеразвивающей направленности младшего дошкольного возраста :
Месяц Материал Тема Цель работы Форма
организации
Октябрь Вода «Водичка-водичка»
«Чистые ручки»
«Напоим куклу чаем»
«Помощники»
Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать.
Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.
Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.
Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. Режимные моменты.
Дидактическая игра
Дидактическая игра
Режимные моменты.
Ноябрь Песок «Песочек»
«Посыпалки»
«Следы»
«Испечём угощение» Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.
Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться.
Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки
Дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. Игровая ситуация
Опыт
Игровая ситуация
Часть занятия
Декабрь Вода «Найди игрушку»
«Прятки»
«Разноцветная водичка»
«Цветные льдинки»
Дать детям представление о том, что вода прозрачная.
Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.
Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить.
Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд. Опыт
Опыт
Часть занятия
Опыт
Январь Вода «Прозрачный лед»
«Разогреем»
«Какой это снег»
«Как превратить снег в воду» Дать детям представления о свойствах льда
Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду.
Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).
Формировать простейшие представления о свойствах снега. Опыт
Опыт
Наблюдение на прогулке
Опыт
Февраль Камни «Вот какие камешки»
«Помоем камешки»
«Твёрдый-мягкий»
«Тёплые-холодные» Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму.
Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.
Дать детям представление о том, что камни твёрдые.
Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми Игровая ситуация
Опыт
Игровая ситуация
Опыт
Март Бумага «Бумажные листочки»
«Бумажные комочки»
«Тонкая-толстая»
«Кораблик» Дать детям представление о том, что бумага лёгкая.
Дать детям представление о том, что бумага может мяться, рваться.
Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.
Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. Опыт
Игровая ситуация
Опыт
Опыт
Апрель Воздух «Поймаем воздух»
«Утопим игрушку»
«Мой весёлый звонкий мяч»
«Лодочка плыви»
Дать детям представление о том, что воздух не виден.
Дать представление детям о том, что воздух легче воды.
Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. Игра
Режимные моменты
Игра
Опыт
Май Воздух
Песок «Буря в стакане»
«Ветер-ветерок»
«Песчинки» Дать детям представление о том, что воздух легче воды.
Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха.
Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок. Игра
Наблюдение на прогулке, игры с вертушками, султанчиками.
Наблюдение на прогулке.
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе
Работа с детьми в центре экспериментирования требует определенных условий:
- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку, и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;
- оборудование и материал, находящиеся в центре, должны быть безопасными, доступными, соответствовать возрасту детей;
- центр наполняется материалом постепенно.
Оборудование и материалы:
- модуль «Вода- песок»;
- контейнеры для хранения материалов;
- непромокаемые фартуки, нарукавники;
- материал для игр с водой: набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, лягушек, корабликов, шарики, мячики, мерные ложки, воронки, сито, лейки, ведерки, пластиковые стаканы, маленькие бутылочки разной формы, губки, водяные мельницы;
- материал для игр с песком: совки, грабли, формочки, мелкие игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца, зверюшки из киндер-сюрпризов, пластмассовые крышки и т. п., палочки, сито, ведерки;
- материал для игр с воздухом: султанчики, флажки, ленточки, вертушки, воздушные шарики, трубочки для коктейля, перышки, бумага писчая;
- природный материал : шишки, желуди, небольшие камешки, ракушки, крупы (рис, пшено, гречка, манка); пищевые красители; соль, сахарный песок;
- материал для уборки в центре: салфетки, тряпочки, щетка и совок
Изучаемая литература:
• Е. В. Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет, Ярославль, «Академия развития», 2022г.
• О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2021г.
• Н. В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» 2023г.
• Л. И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ» 2023г.
• Игорь Пелинский «Песочные игры»
• Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах.
• Н. В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».
• Мартынова Е. А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
• М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», издательство «Учитель»
• Н. В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии» — развитие детей младшего возраста.