Олеся бугреева
Презентация по психологии «Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема: Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста
2 слайд
Актуальность проекта обусловлена тем, что внимание – это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника. По мнению Л. С. Выготского, «…степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе».
3 слайд
Публикация «Презентация по психологии „Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Цель работы: изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выполнить анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме внимания и его развития у дошкольников.
2. Изучить возрастные особенности внимания в среднем дошкольном возрасте.
3. Определить динамику развития внимания детей 4-5 лет.
4. Провести экспериментальное исследование и выявить влияние игровых методик на развитие внимания дошкольника.
4-5 слайд
Исследованием проблемы внимания занимались выдающиеся ученые: нейрофизиолог Н. А. Бернштейн, психологи Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, О. С. Вудвордс,, психиатр Б. Д. Карвасарский и др. Благодаря их трудам сложилось следующее определение внимания.
6 слайд
По мнению Л. С. Выготского, «…степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе».
7 слайд
Внимание — это способность выделять предметы, объекты или явления действительности, наиболее актуальные в данной конкретной ситуации.
Внимание занимает особое значение в восприятии, понимании и усвоении дошкольниками изучаемого на занятиях материала. Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатком развития внимания.
8 слайд
Развитие внимание у дошкольников – очень важная задача.
Внимательные дошкольники становятся внимательными школьниками!
Высокий уровень свойств внимания помогает ребенку в дальнейшем успешно справляться со школьными заданиями, формирует у него такое качество, как внимательность, без которого невозможно активное и полное познание окружающего мира. Успешное обучение ребенка в школе в первую очередь зависит от сформированности у него умения быть внимательным, умения сконцентрироваться на учебном процессе, а также в умении управлять своим вниманием.
Среди свойств внимания наиболее значимыми являются переключение, распределение и устойчивость.
9 слайд
этапы развития внимания :
возникает вопрос: по каким закономерностям развивается внимание в дошкольном возрасте :
Уже с 2 лет можно приучать ребенка быть внимательным к слову. В этом возрасте малыш может слушать коротенькие сказки, потешки, стихи сопровождаемые действием «Сорока – белобока», «Ладушки», воспринимая смысл услышанного.
К 3 годам внимание ребенка еще неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10 – 15 минут. Поэтому внимание ребенка необходимо развивать, но не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразить его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты. Например игра «Похоже – не похоже». Эта игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки. Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка. Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи ( например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр., а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).
К 4 – 5 годам у ребенка значительно увеличивается объем внимания : он может даже в сложной ситуации действовать сразу с 2 – 3 предметами. Особенно явно это выступает в играх. Например игры с рисунками: найди отличия между двумя изображениями; найди предмет (среди множества разных, на картинке) такой же, как в рамочке, и разукрась 2 эти предмета одинаково; разукрась одним цветом все одинаковые фигурки – на картинке, где их много, разных и разного размера; найди на большом рисунке (со множеством деталей) маленькие предметы, нарисованные отдельно, внизу.
В возрасте 5 – 6 лет основное изменение внимания состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика и зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20 – 25 минут. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности. Например: игра «Съедобное и несъедобное». Дети садятся в ряд. Ведущий называет какое-нибудь слово и бросает мяч одному из детей. Если назван съедобный предмет, ребенку следует поймать мяч. Если же нет, то отбить его. Игра «Чего не хватает?». Поставьте перед ребенком на одну минуту несколько игрушек, лучше немного, 4 – 5. Попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Когда ребенок повернется, спросите его, какой не хватает.
Переключение внимания требуется от ребенка даже в самых простейших ситуациях: надо переходить от игры ко сну, от слушания сказки к одеванию на прогулку и т. д. все мы знаем, как подчас нелегко даются ребенку все эти изменения, с каким трудом он выполняет наши нередко неоднократные просьбы идти одеваться или садиться кушать. Ребенку младшего дошкольного возраста трудно переключать свое внимание быстро, по первому указанию взрослого. Поэтому, формировать переключение внимания у детей дошкольного возраста, лучше в игровой форме: в процессе утренней зарядки, двигательных упражнений и игр. В таких упражнениях и играх ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, шагать, останавливаться. Можно провести с детьми своеобразное троеборье, где сначала надо построить несложный дом из кубиков, потом нарисовать человечка, затем прочитать стихотворение. Подобные упражнения развивают у детей способность переходить от одной деятельности к другой в довольно короткий срок.