О ФГОС дошкольного образования

Гульнара Ахмерова
О ФГОС дошкольного образования

Пояснительная записка

В течении ряда лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций. В настоящее время инновационный процесс, в связи с введением в практику дошкольных учреждений Федерального государственного стандарта, приобретает особый статус. Впервые в истории дошкольное образование становится полноценным уровнем системы образования Российской Федерации. В связи с этим освоение педагогами новых целевых ориентаций воспитательно-образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников становятся необходимым условием деятельности дошкольных организаций.

Известно, что эффективность новаций зависит от целого ряда факторов: особенностей предлагаемого новшества, потенциала ДОУ, психологических, экономических, социальных факторов. По результатам первичного мониторинга среди педагогов нашего учреждения было выявлено, что введение ФГОС в практику вызывают в педагогическом коллективе неоднозначные оценки, которые порождены рядом причин:

- неопределённостью, когда нет ясного понимания целей предполагаемого новшества;

- привычкой работать по определённому стереотипу;

- боязнью увеличения нагрузки;

- профессиональной некомпетентностью;

Чтобы предотвратить негативное влияние вышеуказанных факторов на введение новых образовательных стандартов в нашем учреждении была создана рабочая группа, которая разработала план мероприятий, определила основные направления и формы методической поддержки педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе подготовки к введению ФГОС. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов педагогов ДОУ в условиях введения образовательных стандартов.

Задачи:

- методическая и информационная поддержка педагогов в условиях реализации новых стандартов;

- актуализация информации, предоставленной раннее педагогам ДОУ;

- получение информации о готовности педагогических кадров ОУ к работе в новых условиях;

- выявление основных проблем, испытываемых педагогами ДОУ в ходе введения ФГОС ДО.

На протяжении нескольких лет педагогам предлагались различные нововведения: вступление в силу Типового положения о дошкольном образовании и изменение в связи с этим Устава ДОУ, изменение условий оплаты труда и прохождения аттестации педагогических работников, введение Федеральных государственных требований, разработка рабочих программ, неоднократные изменения в системе планирования педагогической работы, появление новых органов самоуправления - Наблюдательный и Управляющий советы и это ещё далеко неполный список потрясений.

Бесконечно изменяющиеся условия не позволяли педагогам ДОУ жить тихо и размеренно. И вот наступило временное затишье. Но как оказалось, оно было недолгим. За видимым спокойствием, как гром среди ясного неба, педагоги ДОУ предстали перед необходимостью введения в практику Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

(2 слайд) Что же такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

Это документ регламентирующий деятельность дошкольных образовательных организаций. Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

1. ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции, устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей, гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану» Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

Понятие ФГОС (англ. Standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов»

2. (слайд 3) Для внедрения и реализации ФГОС в ДО необходимо:

Формирование социокультурной образовательной среды дошкольного детства в ДОУ; Комплексные решения для обеспечения образовательной деятельности образовательной организации; Печатная продукция, электронные ресурсы, товары, сервисы и услуги для реализации требований ФГОС; Нормативная, учебно-методическая литература

3. (слайд 4)

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

4. (слайд 5)

ФГОС разработан на основе:

- КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Основные принципы:

поддержка разнообразия детства

сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

уважение личности ребенка

реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

5. (слайд 6) Стандарт учитывает:

Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации

6. (слайд 7) Цель Стандарта направлена:

Повышение социального статуса дошкольного образования

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

7. (слайд 8) Основные принципы дошкольного образования:

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Сотрудничество организации с семьей

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

8. (слайд 9) Стандарт направлен на решение следующих задач:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей; Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, в рамках образовательных программ, различных уровней дошкольного и начального общего образования; Создания благоприятных условий развития детей, их способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, детьми, взрослыми и миром; Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; Обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

9. (слайд 11) Стандарт является основой для:

Разработки Программы; Разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования; Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; Формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций; Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; Подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций

10 слайд 12) Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы: К структуре Программы и ее объему; К условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; К результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.

11 (слайд 13) ФГОС – обязательные требования к структуре ООП ДО

Программа

определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне Дошкольного образования; обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолго- возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта. Группы одной Организации могут действовать на основе разных программ.

12 (слайд 14) Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)

Программа направлена на: Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

13. (слайд 15) Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие

14. (слайд 16) Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей: 1. В младенческом возрасте (2 месяца-1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым; 2. В раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с предметами; 3. Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, музыкальная и двигательная формы активности ребенка.

15. (слайд 17) Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста: Предметно-пространственная развивающая образовательная среда; Характер взаимодействия со взрослыми; Характер взаимодействия с другими детьми; Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках (парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы, должны быть разработаны самостоятельно участниками образовательных отношений или выбраны из утвержденного нормативного списка

16. (слайд 23) Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования: Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: Аттестацию педагогических работников; Оценку качества образования; Оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); Оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

ФГОС в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 16 «Алёнка» с. Круглое Консультация для воспитателей ДОУ Тема:.

ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании - Кризис в системе образования в России на всех уровнях. - Несоответствие.

Календарно-тематическое планирование с учётом требований ФГОС для детей логопедической группы 5–6 лет по теме «Фрукты» Лексическая тема «Фрукты»(для логопедической группы 5-6 лет)Автор: Ткачева Наталья Петровна, воспитатель логопедической группы МБДОУ "Детский.

Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Экологическое.

Особенности организации образовательного процесса в подготовительной группе по теме «Дети и дорога» согласно требованиям ФГОСОсобенности организации образовательного процесса в подготовительной группе по теме «Дети и дорога» согласно требованиям ФГОС Введение[/b] Актуальность темы. [/u] По статистике ГИБДД г. Тольятти в 2015 г. выявлен рост ДТП с участием детей. Это определяет необходимость,.

План работы по самообразованию по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО» Тема самообразования старшего воспитателя Ладиной Раисы Сергеевны «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО».

План работы по самообразованию по теме «Физическое развитие по ФГОС» Актуальность выбранной темы Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих.

Преемственность ФГОС ДО и ФГОС ноо Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию опыт работы МБДОУ д/с «Ракета» и МБОУ «Гальбштадская СОШ» по преемственность ФГОС ДО и ФГОС.

Презентация группы с учётом ФГОС в стихах Приёмная К нам вы в гости проходите Только слишком не спешите Все в приемной посмотрите И нас строго не судите Все в гнезде птенцы сидят.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в соответствии с ФГОС по теме «Мебель»Занятие по ознакомлению с окружающим миром в соответствии с ФГОС по теме «Мебель» Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Мебель» в соответствии с ФГОС ДО. Разработала: воспитатель группы № 31 Манаева О. Л 5.11.2015.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
О ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 13:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Воспитательное мероприятие для воспитанников 1 класса «Доброе слово, что ясный день»
Воспитательное мероприятие для воспитанников 1 класса по теме: «Доброе слово – что ясный день ». [/b] Цели и задачи: • расширить знания школьников о...
Фотоотчет о подарке маме на 8 марта «Роспись кухонной дощечки-хохлома» в старшей группе
Фотоотчет: Подарок маме на 8 марта! « Роспись кухонной дощечки- хохлома» старшая группа. Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного...
Фотоотчёт «Подарок для мам»
Вот и пришла долгожданная весна, которая принесла нам отличное настроение, море положительных эмоций и замечательный женский праздник – 8 марта! В этот...
Консультация для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие...
Фотоотчёт о наблюдениях за изморозью на ветвях деревьев
Изморозь, которую мы наблюдали в то теплое утро, после морозной ночи, напомнила нам морозные узоры на зимних расписных окнах, чудные кристаллы были похожи на...