Презентация практики ранней помощи семьям детей с ОВЗ

Ерохина Елена Васильевна
Презентация практики ранней помощи семьям детей с ОВЗ

Содействие семье через работу «консультативно – диагностический пункта по оказанию ранней помощи родителям детей с особенностями развития и риском их возникновения» при БДОУ «Детский сад №1 г. Тары» в дальнейшем переходе в систему дошкольного образования в соответствии с ФГОС.

Ерохина Елена Васильевна, педагог - психолог

БДОУ «Детский сад № 1 г. Тары»

Тарского муниципального района

Актуальное, своевременное прогнозирование последствий социально-экономическое и демографическое неблагополучия общества, сложившееся в России в последние десятилетия, определяет необходимость реформировать систему образования на другой этап развития направленный на содействие улучшению человеческого потенциала, оптимизацию развития и реализацию индивидуальных возможностей, каждого ребёнка с раннего детства.

Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка в части создания комфортной и доброжелательной среды, обеспечение доступности и качества дошкольного образования для детей –инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребёнка-инвалида, детей из групп риска.

Создание системы ранней помощи обусловлено неготовностью детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития к интегрированному образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, а также отсутствием целостной модели их комплексного сопровождения при значительных возможностях ранней помощи для всестороннего развития «особенных» детей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. утверждена концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г.

На базе бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 г. Тары» открыт «Консультативно – диагностический пункт по оказанию ранней помощи родителям детей с особенностями развития и рисками их возникновения» (КДП).

Консультативно-диагностический пункт ранней помощи – по своему замыслу, являются психолого – педагогического сопровождения индивидуального развития детей. Здесь педагоги разной специализации – старший воспитатель, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель младшей группы, а также по необходимости медицинская сестра объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.

Основными формами деятельности КПД является предоставление необходимых консультаций специалистов учреждения, индивидуальных, подгрупповых, и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей). Размещается КДП в кабинете педагога – психолога, согласно требованиям учреждения с использованием дидактических материалов, игрушек, предметов и литературы, отвечающих всестороннему развитию детей.

Целью деятельности КДП – оказание своевременной систематической психолого – педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития и рисками их возникновения, через консультативно – методическую поддержку их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребёнка, его социализации и адаптации.

В связи с поставленной целью, консультативно-диагностический пункт осуществляет деятельность, направленную на решение следующих задач:

-информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о своевременной диагностике и коррекции проблем в развитии детей от 1 до 3 лет, имеющих особенности развития и «риском» их возникновения;

- организации процесса комплексной диагностики функционирования семьи и психического развития детей, имеющих особенности развития и «риском» их возникновения;

- составление индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи в условиях семейного воспитания;

- планирование, организация и оказание комплексной, всесторонней помощи детям, имеющим особенности развития и «риском» их возникновения;

- планирование и организация процесса оказания информационно-просветительской, консультативно-методической и психологической помощи семье, сопровождение семьи в период перехода на дошкольную ступень образования;

- планирование и организация процесса непрерывного профессионального образования специалистов КДП, повышения их профессиональной компетенции и квалификации;

- информировать родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребёнку в соответствии с его индивидуальными особенностями. Специалистами КДП проведена информационно – просветительская работа с населением. На базе БДОУ «Детский сад №1 г. Тара» прошла презентация КДП и его специалистов. Информация о создании и специфике деятельности пункта было освещено в средствах массовой информации, на сайте учреждения, также на педагогических семинарах, экспериментальных площадках, в социально – медицинских учреждениях. Оформлены и распространены информационные листы и буклеты среди населения. По результатам проделанной информационной работы есть обращения граждан нашего города, назначены консультации.

Для построения правильного сопровождения детей раннего возраста особенно значимыми нужно признать, что педагогами сопровождается не ребенок, не его семья, а их семейное единение саморазвития.

По отношению к этому семейному единению можно реализовать базовые принципы сопровождения:

- рекомендательный характер советов сопровождающего;

- приоритет интересов сопровождаемого;

- непрерывность сопровождения;

- мультидисциплинарность сопровождения; (педагоги КДП и родители и т. д. должны работать в команде, используя единые методы и опираясь на общую систему ценностей.)

Принцип педагогической поддержки

- согласие на помощь;

- опора на наличные силы и потенциальные возможности;

- вера в эти возможности;

- ориентация на способность самостоятельно преодолевать трудности;

-совместность, сотрудничество, содействие;

- конфиденциальность (анонимность);

- доброжелательность и безоценочность;

-безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

- реализация принципа «Не навреди»;

Очевидно, что профилактические, диагностические и коррекционные и просветительские мероприятия сопровождения также должны выстраиваться по отношению к этому семейному единению, к целостной со-бытийной общности. Опираясь на семейное единение на разных этапах процесса сопровождения педагогами, можно выделить этапы сопровождения семьи:

- диагностический;

- консультативный;

- коррекционный - профилактический;

- рефлексивный;

Диагностический этап начинается с установления доверительного контакта со всеми участниками семейного единения и помощи педагогами взрослым участникам сформулировать проблему, совместно оценить возможности её решения. Выработать цепочку диагностического обследования, включающего традиционное изучение ребёнка и его социального развития. Пристальное внимание должен заслуживать процесс взаимодействия всех участников семейного единения. Нужно выявить особенности, которые могут затруднить развитие, оценить потенциал саморазвития.

На консультативном (или договорном) этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. На этом этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые предлагают взрослые члены семьи.

После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у родителей, так и у специалистов сопровождения.

Коррекционно - профилактический самый ответственный этап сопровождения, должен обеспечить достижение желаемого результата. Специалисты по сопровождению, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана, постепенно передавая свой опыт и свои функции родным и близким ребенка. Работа строится по принципу совместно - разделенной деятельности. В отношениях с семьей исключается авторитарность, которая фиксирует пассивность семьи и ее зависимость от специалистов.

При этом не может быть отдельной работы с ребенком, как и не может быть отдельной работы с семьей. Главное – это развитие и обогащение семейной ситуации, расширения потенциала развития каждого его участника.

Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы по решению той или иной проблемы.

Особенно значимым направлением деятельности КДП является содействие родителям в выравнивании западаний в развитии «особенных» детей и максимальное приближение их к норме развития для дальнейшего перехода к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС.

В дальнейшем специалистами КДП поставлена цель разработки ряда теоретических и методических вопросов, касающихся изучения ребенка с отклонениями в развитии и его родных, и близких как семейного единения саморазвития. Необходимо знать типологию вариантов развития семейных единений, иметь удобный диагностический инструментарий для диагностики, методический материал для организации продуктивной работы и др. Мы надеемся, что творческое взаимодействие теории и практики, позволит найти ответы на эти вопросы уже в ближайшем будущем.

Литература

1. Разенкова, Ю. А. Служба ранней помощи – как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2010. - N 2. С. 35- 44.

2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нaглядный материал для обследования детей» /Е. А. Стребелевa, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. /; под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2014.- 164 с. + Прил. (268. с. ил.).

3. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года от 31 августа 2016 г. №1839 – р.

Публикации по теме:

Игровой сеанс в службе ранней помощи «Малышок» ОГКОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» Учитель –дефектолог: Симонова Людмила Михайловна Тема.

Инсценировка сказки «Лиса и заяц» с участием детей смешанной ранней группыИнсценировка сказки «Лиса и заяц» с участием детей смешанной ранней группы Жили- были зайчик и лисичка. У зайчика домик был деревянный, а у лисички- из снега. Наступила весна и у лиски домик растаял. Вот и напросилась.

Итоги работы группы компенсирующей направленности и Службы ранней помощи Одним из направлений в работе нашего ДОУ за последний учебный 2016-2017 год явилось открытие группы компенсирующей направленности для детей.

Презентация на тему «Одаренные дети с ОВЗ» 1слайд Презентация на тему "Одаренные дети ОВЗ" 2 слайд Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними.

Презентация на тему «Раннее выявление детей с ОВЗ и их комплексное сопровождение» С каждым годом растёт число детей, имеющих отклонения в психологическом и речевом развитии. Очень часто родители не замечают, что их ребёнок.

Презентация: Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ требует нестандартного подхода. Нарушение общей и мелкой моторики, опыт предметно-практических.

Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья Как вы уже знаете отделение в «Мать и дитя» существует для предоставление помощи детям раннего возраста, а так же детям имеющих сложные.

Сценарий культурной практики для детей старшей группы «Путешествие в страну сказок» Задачи: - продолжать развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи; - уточнять имена и эмоциональное состояние.

Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Воспитатель Яковлева Ольга Александровн.

Совершенствование навыков речевой практики детей с ТНР в условиях интеграции образовательных областей Даже самая тщательная работа логопеда не будет эффективна без взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Мы хотим представить,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Презентация практики ранней помощи семьям детей с ОВЗ
Опубликовано: 2 октября 2017 в 11:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего...
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Тема: Составление описательного...
Коллективная работа в младшей группе на тему «Золотая Осень»
Коллективная работа «Золотая Осень» Нетрадиционная техника рисования «Пальчиками» Цель: учить детей рисовать в технике "Пальчиками" листья деревьев, вносить...
«Экскурсия по городу»
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Активная форма взаимодействия с родителями. Тема встречи родительского клуба...
Тема: Финансовая грамотность – это очень важно! Форма: родительский клуб, встреча. Цель: Заложить основы финансовой грамотности, способствующие...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Банк».
Конспект сюжетно-ролевой игры «Банк». Цель. Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк» Задачи. • Развивать и обогащать сюжет...