Лучший педагог года

Комплексное занятие в старшей группе «Русская печь — семьи кормилица»

Ольга Бойцова
Комплексное занятие в старшей группе «Русская печь — семьи кормилица»

Конспект комплексного занятия «Русская печь — семьи кормилица»

Ольга Бойцова

Конспект комплексного занятия «Русская печь — семьи кормилица»

Комплексное занятие в старшей группе "Русская печь - семьи кормилица"

Цель: знакомство детей с народными традициями и обрядами, с

понятием «Русская печка - семьи кормилица»,

Публикация «Комплексное занятие в старшей группе „Русская печь — семьи кормилица“» размещена в разделах

Оборудование: предметы декорации, напоминающие убранство

деревенской избы, атрибуты крестьянского быта или их изображения,

костюмы участников. музыкальные фонограммы.

Действующие лица:

Василиса Премудрая - воспитатель

Домовой

Кот Мурлыка

Продолжительиость: 20 минут.

Звучит плавная, приглушенная народная музыка, пританцовывая входит Василиса Премудрая

В а с и л и с а

Добрый день, дорогие друзья. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда

пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном дед Морозко да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

(Прикладывает ладони к воображаемой печке.)

Ох, хорошо! Прижмутся дети к теплой печке, да рассказывают друг другу

волшебные сказки. От печки тянет тёплый жар, вкусным да сдобным

калачом тянет, угольки светятся, да горницу освещают. Печка — деревенская

кормилица. Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает

растапливать печку. Ставит в печку три больших чугуна. Первый - для щей,

второй - для каши, а третий - для всех остальных надобностей.

(Музыки сменяется на народную плясовую. Василиса проходит танцевальным шагом вдоль печки.

Ой, печи, печи, печи,

Всем на радость калачи!

От жаркой соломы

Тепло по всему дому

Весь день печка пыхтит — старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные

каноники - для малых детушек. Печь избу согревает и освещает. А совсем

маленьких ребятишек даже иногда купают в печке. Да, да, не удивляйтесь - в

печке настоящую баню устраивают. Настелит хозяйка в печь чистой соломы,

поставит чугунок с горячей водой - и лезут в печку наперегонки детишки,

каждому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку

липовой мочалкой.

Голос и з - з а п е ч к и (ворчливо).

Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога да куриную ножку. А вот люди норовят сами все съесть, мне ничего не оставить,

В а с и л и с а:

Кто это из-за печки со мной разговаривает?

Гол ос :

Это я, запечный житель.

Василиса :

Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель?. Может ты из – за печки вылезешь и с нами поговоришь?

Голос

Зовут меня известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось,такое имя?

В а с и л и с а :

Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать да стонами охать. И не только людей, но и животных домашних? Правда ли это?

Голос : (обиженно). Вот уж напраслина, хозяюшка. Так я совсем обидеться могу.

Вас илиса:

Обижаться не надо! Уж очень мы с ребятам хотим на тебя посмотреть. Ребята. хочется вам увидеть настоящего домового?

Ребята: «Да».

Да? Тогда давайте дружно позовём его дружно, Запомните, какими словами мы

будем его звать.

«Домовой, домовой, приходи к нам домой».

А, ну повторяйте вместе со мной, давайте подружнее!

(Василиса вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз.

Наконец появляется д о м о в о й - мужичок, тепло и по- домашнему одетый, в

валенках, подпоясанный тулупчик - телогрейка, на голове шапка - ушанка.

Д о м о в о й : (неуверенно) Здравствуйте. это вы меня звали?

В а с и л и с а :

Мы. мы, Домовой. Как мы тебе рады. правда, ребята? Наверное, каждый из нас впервые в жизни видит самою настоящего живого Домового. Проходи, Домовой, садись к печке - здесь тебе будет уютнее.

Д о м о в о й : Спасибо. Добрая ты, видать, хозяюшка. А как тебя зовут?

В а с и л и с а : Я - Василиса Премудрая, героиня многих русских народных

сказок.

Я - премудрая девица,

На все руки мастерица,

Все я знаю там и тут —

Василисою зовут.

Много ль знаете вы, дети?

На загадки мне ответьте:

Кто из вас их огадает,

Как и я - премудрым станет.

Д о м о в о й : И правда - Премудрая. И меня в гости притащила, и всех

ребят научили, как это сделать, И сама красавица (Торжественно) Василиса -

Премудрая ты хозяюшка чудная!

В а с и л и с а : Спасибо, спасибо. Да ты, видать. стихи писать умеешь?

Домовой: Да, умею.

В а с и л и с а : Вот будет славно, если ты нам прочитаешь свои стихи.

Домовой: Ну, так и быть—слушайте.

Дед хозяйственный такой -

Старый добрый Домовой.

Сказки слизывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой.

Чтобы мир был и лады -

Охраняю от беды.

В а с и л и с а : прекрасные стихи. Давайте, ребята, ещё раз похлопаем в

ладоши, поблагодарим домового. (Аплодирует вместе с детьми, Скажи,

пожалуйста, Домовой, значит, ты запечный житель?

Д о м о в о й : Да, в каждом доме, где есть печка, должен быть Домовой, Он

за печкой ухаживает, сковородки серебрит, да ночью, когда все спят, сладкие

сны навевает.

В а с и л и с а : А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с

вечера в чугунке кусок мяса, утром проснётся - всё съедено. Говорят - Домовой

доел. Потеряется в доме какая – нибудь вещь- говорят: «Домовой утащил». Правда это?

Д о м о в о й : Да не проказники мы, а помощники. Поищет - поищет человек

потерянную вещь, в когда найдёт - вспомнит, что сам её, когда разозлился,

вчера вечером, в угол бросил. Вот и запомнит - у каждой вещи в доме своё

место должно быть, что бы ничего не терять и на утро голову не ломать. А

насчёт того, что мы, ломаки, это правда - любим за хозяевами сковородки

подчищать. Только от этого нас отучить легко — надо изредка оставлять нам

возле печки блюдечко с водой и крупой. Поест домовой, что ему оставили,

тогда и хозяина еда целее будет.

В а с и л и с а : Зато. говорят, никто лучше Домового не знает домашнего

хозяйства.

Д о м о в о й : Это верно. Что посуда, что веники, что скатерти всякие - не

кто лучше нас в этом не разбирается.

В а с и л и с а : домовой, а как ты думаешь: хорошо ли знают домашнее

хозяйство знают наши гости — ребята?

Д о м о в о й : А вот мы сейчас это и проверим. Хотите, ребята, принять

участие в конкурсе загадок? Тогда - вот вам первая загадка.

Мать пузата, сын горяч.

а внук кучеряв.

Что это такое?

В а с и л и с а : (помагает, если ребята затрудняются найти ответ). Уж

больно мудрено ты загадку загадал, Домовой. Можно, я помогу ребятам? Мать

- это печка, о которой мы сегодня разговор ведём. Она со всех сторон широкая.

Сын горяч - это огонь в печке, который еду варит, да тепло даёт. А внук кучеряв - это дым, который клубами валит из печной трубы.

Д о м о в о й : Правда, правда. Ну, если считаешь, что мои загадка мудреные,

давай сделаем так. Я буду давать три варианта ответа, пусть ребята выберут из

них один, правильный

В а с и л и с в : Ладно, договорились. Загадывай свои загадки, а мы

с ребятами будем их слушать внимательно, да, ребята? Чур — но ошибаться!

Д о м о в о й : Итак, ребята, выбирайте один правильный ответ из трёх.

1. Как называется посуда, и которой варят кашу в печке, - сковорода

«тефаль», чайник, чугунок?

Чугунок.

2. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке, - кочерга,

веник или полено?

Кочерга.

3. Как называлась на Руси обувь, сплетённая из коры деревьев, - сапоги,

лапти, валенки?

Лапти.

4. Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка

«Курочка с носком - всякому поклон» — про вешалку, рукомойник, бочку?

Рукомойник.

5. В одной русской народной сказке солдат варил щи.

Из чего он их варил — из дубинки, пилы, топора?

Из топора.

6. А эта загадка про то, что, по сеням и так и сяк‚ а в избу никак. дверь,

собака, солнечный свет?

Дверь.

7. И последняя загадка: «Веду я внучка по всем комнатам за ручку»

утюг, пылесос, веник?

Веник.

В а с и л и с а : Молодцы, ребята, хорошо знаете домашнее хозяйство, не хуже Домового. Правда, Домовой?

Д о м о в о й : Что правда, то правда. Молодцы, но похвалите и меня‚

Василиса: И тебя похвалим, уж больно твои загадки всем

понравились, правда, ребята? И весёлые они были, и смешные, и умные.

Г о л о с и з - з а п е ч к и : (обиженно и растянуто). Бы-ы-ли, бы-ы-ли, а

про меня забыли.

В а с и л и с а : (удивлённо). Кто это опять к нам в гости пришёл? Домовой,

может быть, ты знаешь?

Д о м о в о й : Конечно, знаю. это мой ближайший сосед. Он тоже печку

любит. Спать на печке - его самое любимое занятие, Про него даже поговорка

есть. Почему он гладок - поел и на бок,

В а с и л и с а : Я думаю, ребята уже догадались, о ком идёт речь. Эго самое

популярное домашнее животное. Любит тепло, молочко. А когда в доме печку

ставят, для него специальный уголок в печке выкладывают. Называется он

«печурка». А живёт в этой печурке кто?

Выходит кот Мурлыка.

К о т : А живёт в этой печурке кошурка. Это я - домашний кот Мурлыка

Слышу больно разговор у вас приятный идет - о печке, о тепле, домашнем уюте. А кто больше нас, котов любит тепло, да ласку. Погладили котика, он замурлыкает, дали ему молочка, он снова песенку поет. Но, как говорится, для доброго обеда нужна и добрая беседа.

Василиса Кот Мурлыка, расскажи сказку.

Кот (ворчливо) Вот еще, приходил дед Овес, он и сказки унес.

Домовой: Да ладно тебе! Расскажи.

Кот: Вот вам, сказка про гуся, вот она и вся!

Василиса: Наверное, ребята, надо нам всем вместе попросить кота сказку нам рассказать.

Кот : Не надо меня просить. Я сам знаю, когда сказки сказывать. В реке щука, да елец, вот и сказочке конец!

Василиса: какой же конец, когда в твоей сказке даже начала не было?

Кот : начала нет? Пожалуйста! Жил был поп, у попа был двор, на дворе стоял кол, на колу висело мочало, начинай сказку с начала

Домовой: ой, кот, ты нас всех запутал! Я уже не пойму, где начала, а где конец. Расскажи – ка, нам сказку про Попа, но только настоящую, смешную и длинную.

Василиса: Верно, домовой, а мы с ребятами, поддержим Кота и похлопаем ему дружно в ладоши!

Кот: Ладно уж, садитесь по удобнее и слушайте. Я расскажу вам сказку старинную про то, как жадный поп работницу нанимал. Вот, как то раз, пришла к попу наниматься на работу девушка. Поклонилась она ему в пояс и спрашивает: «Скажи, батюшка, не нужна ль тебе работница?

«Нужна, нужна, - отвечает поп. – Правда, работы у меня мало будет. Все только будешь спать, да отдыхать».

«Спать, да отдыхать?- спрашивает девушка. – А я слышала, что прежнюю работницу ты так замучил, что она от тебя сбежала.

- От кого это ты слыхала?- спрашивает поп.

- Да, люди говорят.

- Да мало ли, что люди болтают. Говорю, работы мало будет, стало быть, так и есть!

- Ну, а сколько мало – то, расскажи!

- Ну, вот слушай. Утром встанешь по свету, избу выметешь, вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на луг выпустишь, в хлеву приберешь, и, отдыхай! Завтрак состряпаешь, самовар согреешь, семью мою завтраком накормишь- и спи, отдыхай. Потом, с утра в поле поработаешь, в огороде пополешь, коли зима- за дровами съездишь – и лежи, отдыхай! Обед сваришь, пирогов напечешь, мы все обедать сядем, а ты – спи, отдыхай. После обеда посуду помоешь, избу приберешь – и спи, отдыхай. Коли время летнее, так в лес по грибы и ягоды сходишь, а коли по делам в город надо сбегать – сбегаешь, тут близко, и восьми километров не будет, а потом, спи – отдыхай. Вечером коров встретишь, подоишь, корму им дашь и спи, отдыхай! Ужин сваришь, мы его съедим, а ты, спи, отдыхай. Воды принесешь, дров к завтраку наколешь, и спи, отдыхай. Мы спать ляжем, а ты весь день поспишь, поотдыхаешь, ночью- то поработаешь, попрядешь, поткешь, поешь и спи, отдыхай. Я тебе деньги большие платить буду. Каждый год по рублю. Сама подумай, сто годов - сто рублев. Богатенькой станешь!

Василиса : Ой, какой же поп жадный! Как вы думаете, ребята, удалось ему нанять работницу? Конечно, нет, видно, девочка от него убежала.

Домовой : Он, наверное, хотел, чтобы бедная девушка день и ночь работала на него даром!

Василиса: Хорошую сказку ты нам рассказал, кот Мурлыка, поучительную. Спасибо!

Кот : Я доволен, доволен.

Кот Мурлыка – толстый, ладный,

Щедрый и совсем не жадный.

Мышку вам могу словить,

Молчком всех угостить.

Я люблю в окно смотреть,

Около печи сидеть.

Позовете, кис, кис, кис,

Сказку расскажу, на бис!

Домовой : Как быстро время пролетело возле печки!

Кот : Это потому, что беседа приятная и компания хорошая.

Василиса : Я, думаю, что возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта, мы встретимся еще не один раз. А пока, до свидания, ребята!

Домовой и Кот: До новых встреч!

Публикации по теме:

«По тропинкам заповедника». Комплексное занятие в старшей группе в рамках краткосрочного проекта «Дикие животные Кузбасса»«По тропинкам заповедника». Комплексное занятие в старшей группе в рамках краткосрочного проекта «Дикие животные Кузбасса» Цель: Дать детям представление о разнообразии животного мира Кузбасса и об основных причинах вымирания некоторых животных. Задачи: Учить.

Фотоотчет «Русская каша — кормилица наша»Фотоотчет «Русская каша — кормилица наша» Фотоотчет «Русская каша – кормилица наша». Каша – традиционная русская еда. Она является частью нашей культуры. Наши предки всегда с.

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша — кормилица наша» Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша – кормилица наша» Задачи: *пробуждение у детей интереса к народным традициям,.

Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров» «Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес.

«Космическое путешествие». Итоговое комплексное занятие в старшей группе по реализации образовательной области «Познание» Видео Итоговое комплексное занятие в старшей группе по реализации образовательной области «Познание»: «Космическое путешествие». Цель: Продемонстрировать.

Комплексное занятие «На морском дне» в старшей подгруппе разновозрастной группы по программе «Детство»Комплексное занятие «На морском дне» в старшей подгруппе разновозрастной группы по программе «Детство» Доброе день, мои коллеги!В нашей группе продолжается неделя "Юные путешественники". Сегодня мы изучили подводный мир морей и океанов..

Комплексное занятие в старшей группе «Цветик-семицветик»Комплексное занятие в старшей группе «Цветик-семицветик» Добрый день, мои коллеги! Приглашаю на комплексное занятие в старшей группе "Цветик-семицветик". Цели: закрепить представление о количественных.

Комплексное занятие «Эта русская сторонка, это Родина моя…» «Эта русская сторонка, это Родина моя…» Цель: Вызвать интерес к изучении истории родного края; закрепить знания о традиции проведения.

Мастер-класс по изготовлению реквизита «Русская печь»Мастер-класс по изготовлению реквизита «Русская печь» Мастер-класс по изготовлению реквизита для праздника или игры - русская печка. Для изготовления печи использовано три коробки: 1) большая.

«Ох, уж эти посиделки». Комплексное занятие в старшей группе Ох, уж эти посиделки» комплексное занятие в старшей группе Цели: 1. Воспитывать у детей интерес к традициям страны, любовь к народному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие в старшей группе «Русская печь — семьи кормилица»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 13:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД