Папки-передвижки

Психологическая готовность к школе

Марина Пискунова
Психологическая готовность к школе

«Психологическая готовность к школе»

Я хочу начать свое выступление со слов доктора психологических наук,

Леонида Абрамовича Венгера. Он сказал, «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

(слайд 2) Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?

Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх, труде, в общении со взрослыми и сверстниками, в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счет, чтение)

(слайд 3) Психологически не готовый к школе ребёнок :

1. Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается

2. Тяготеет к шаблонным действиям и решениям

3. Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач

4. Не может включиться в общий режим работы класса

5. Проявляет мало инициативы.

(слайд 4) Психологическая готовность к школе заключается в личностно – социальной готовности ребенка, в интеллектуальной готовности, в мотивационной готовности, эмоционально – волевой готовности.

(слайд 5) Личностно-социальная готовность :

Умеет ли ребенок общаться с детьми.

Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.

Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,

Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.

Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.

(слайд 6) Интеллектуальная готовность :

Умение думать, анализировать, делать выводы.

Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.

Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес вашего ребенка, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

(слайд 7) Мотивационная готовность :

Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.

Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.

(слайд 8) Эмоционально - волевая готовность к школе

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Адекватная самооценка и положительный образ себя.

Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

Формированию этих качеств поможет игра!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.

Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

(слайд 9) В чем же заключается оценка психологической готовности детей к обучению :

1. Общая ориентация детей в окружающем мире. (что такое аптека, для чего нужен врач, кто такой полицейский, что такое магазин и т. д.)

2. Отношение ребенка к обучению в школе. Школа-это труд, в результате которого ребенок получает знания, которые пригодятся ему для дальнейшей жизни. Психологические занятия направлены на привитие труда по отношению к школе.

3. Так же будет оцениваться внимание, память, мышление, речь.

4. Художественно-изобразительные способности – это умение правильно владеть инструментами изо: правильно держать, резать, сминать пластилин и т. д.

5. Трудовые умения и навыки – это правильная организация своего рабочего места. Для чего нужно учебная атрибутика? Как правильно приготовиться к уроку? Какие учебники и принадлежности нужны для этого?

6. Мотивация достижения успехов – у многих детей мотивация в основном внешняя, когда ребенок делает все ради того, что бы получить звездочку или солнышко, что бы похвалила учительница, мама, папа. А я на своих занятиях стараюсь развить внутреннюю мотивацию, что бы ребенок понял, что он получает знания для собственного развития.

7. Личностные качества – это воля, усидчивость, упорство (но не упрямство, которые позволят ему правильно учиться. Эти качества очень легко развиваются, что я и буду делать на психологических занятиях.

8. Межличностные отношения – это умение ладить с другими учениками, жить в новом социуме (приспособиться к новому режиму, питанию, атмосфере, умение выходить из ситуации конфликта.

(слайд 10) Все психологические занятия будут способствовать требованиям высокого уровня адаптации к школе. Которая состоит в том, что первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

(слайд 11) Но так же есть и средний уровень- первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

(слайд 12) И низкий уровень - первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха;

(слайд 13) К сожалению, есть такие проблемы у ребенка 6-7 лет, которые по Венгеру распределены следующим образом. - Тревожность - бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

(слайд14) Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

(слайд15) Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

(слайд 16-18) Я подобрала Вам, уважаемые родители, рекомендации, которые помогут Вам в воспитании будущих школьников.

Причиной негативного отношения ребенка к школе могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в которых он растет (воспитывается в обстановке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности).

Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение с близкими людьми ( воспринимается и эмоциональная окраска этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешливость или цинизм)

Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас. не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Формируйте у детей умения преодолевать трудности, создавайте для него ситуации успеха.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.

Итак, успехов вам и больше веры в себя!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей старших дошкольников «Психологическая готовность к школе» Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к школе
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 12:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД