Папки-передвижки

Развитие фонематических процессов у дошкольников

Любовь Подкидышева
Развитие фонематических процессов у дошкольников

Развитие фонематических процессов у дошкольников.

Речевой слух – это способность улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков - слов, фраз, текстов.

Речевой слух подразделяется на:

-фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи;

-физический слух- способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты;

-звуковысотный слух – способность слышать, улавливать мелодику речи;

Публикация «Развитие фонематических процессов у дошкольников» размещена в разделах

-тональный слух – способность слышать и воспроизводить изменения тембра и голоса;

-ритмический слух

-способность ощущать внутренний темп речи и воспроизводить его.

При помощи речевого слуха осуществляется:

- контроль произносимого текста;

-приспособление к тону партнера;

-слуховые восприятия речи;

-контроль над звучанием своего голоса.

Воспитание речевого слуха должно быть направлено на выработку умения воспринимать в речи:

-правильность произношения звуков;

-четкость, ясность произношения слов;

-повышение и понижение голоса;

-усиление или ослабление громкости;

-ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;

-тембральную окраску речи, когда ребенок различает, с просьбой ли к нему обращаются или с повелением.

На первой стадии ребенок должен научиться различать:

-далекие между собой по звучанию звуки;

-близкие по звучанию звуки;

-узнавать звуки изолированно;

-узнавать звуки в слогах;

-узнавать звуки в словах.

При нормальном развитии фонематического слуха:

-К концу 1-го года жизни малыш распознает часто употребляемые слова.

-К концу 2-го года жизни ребенок может определить на слух неверно произносимый звук в речи взрослых, но собственное произношение не контролирует.

- К 3-м годам должен сформироваться навык самостоятельного определения неверно произносимых звуков в собственной речи, иначе в дальнейшем у ребенка возникнут трудности с овладением правильным произношением.

-В 4 года ребенок может различать сходные фонемы (звуки) на слух и в собственном произношении.

-К 5-ти годам фонематический слух совершенствуется, формируются навыки звукового анализа и синтеза. Малыш определяет последовательность и количество звуков в слове.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3-х лет. Достаточное развитие фонематического слуха необходимо для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Ребенок будет замечать различия в звучании слов (например: мал- мял, рак- лак, том- дом, отличать одни речевые звуки от других. Может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников. Ему становится доступным фонематическое различие звуков.

Рекомендуемые упражнения помогут ребенку освоить звуковую систему родного языка, подготовить к усвоению грамоты, письменной речи.

Список использованной литературы:

1. И. Светлова Грамматика в картинках. - М. Издательство «ЭКСМО – Пресс», 2002 год

2. Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. Занимательные упражнения по развитию речи. – М. Астрель – АСТ, 2003 год

3. С. Гаврина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина. Обучаемся грамоте. – М. ОЛМА медиа групп, 2014 год

Публикации по теме:

«Отправь поезд» — дидактическая игра на развитие фонематических процессов«Отправь поезд» — дидактическая игра на развитие фонематических процессов Эту игру я использую в работе над звукопроизношением (автоматизация звуков в словах и фразах, над фонематическими процессами (определение.

«Система логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с дислалией». В помощь логопедам Актуальность выбранной темы заключается в том, что фонематические процессы являются неотъемлемым компонентом для формирования правильной.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]» Цели: Образовательные: закреплять навыки различения на слух согласных звуков [с] и [ш], правильного употребления их в речи; совершенствовать.

ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть) I. Вводная часть. Дети входят в группу. Логопед: - Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка). - Давайте закроем глазки,.

Оригинальные пособия в работе логопеда на этапе формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. В настоящее время, к моменту поступления в школу дети должны.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Развитие фонематических процессов у детей с ФФН с помощью дидактического пособия «Речекруг» Актуальность проблемы речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом.

Развитие психических процессов в раннем возрасте Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематических процессов у дошкольников
Опубликовано: 29 декабря 2015 в 09:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД