Экологический проект «Сибирские леса — всему свету краса!»

Вика Яшина
Экологический проект «Сибирские леса — всему свету краса!»

Природа – не только великий учитель, она,

прежде всего, еще и великий воспитатель.

Сухомлинский В. А.

Введение

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

1.1. Актуальность создания проекта

Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы я решили разработать проект по экологическому воспитанию на тему: «Сибирские леса- всему свету краса».

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

- образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- работа с родителями.

1.2 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта:

Цель:

Активизировать знания детей о природе, учить использовать их в жизни и деятельности. Способствовать развитию самостоятельной, познавательной, творческой активности детей в разных видах деятельности. Донести до сознания детей, что лес – наше богатство и здоровье. Сформировать представление о том, как трудна жизнь животных в грязном лесу.

Задачи для детей:

Образовательные: учить видеть красоту природы, учить выявлять самостоятельно проблему, сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, систематизировать знания о лесе, его обитателях, растительности.

Развивающие: развивать познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование и творческие способности детей, развивать интерес к родной природе, через рассматривание картин известных художников, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, воспитывать к ней и ее обитателей бережное отношение.

Задачи для родителей:

• способствовать повышению уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.

• формировать у родителей потребность в знаниях об экологической культуре в жизни и желание передавать их детям собственным примером.

Ожидаемые результаты:

Я, предположила получить следующие результаты:

• У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

• Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

• У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы и творческое самовыражение воспитанников.

• Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

• Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

• Пополнится развивающая среда в группе.

• Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей • Обогащение уровня экологических знаний родителей.

• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

• Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

Продукт проекта:

1. Мини-музей в группе «Чудо дерево»;

2. Макет «Сибирские леса –всему свету краса!»;

3. Кормушки для выставки «Птичья столовая».

2. Основная часть

2.1 Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 21 недель: с «12.10.2015» по «02.03.2016»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровой

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №4, родители воспитанников, педагог: Яшина Виктория Викторовна

Срок реализации: средней продолжительности

Этапы проекта:

1. Организационно-подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

2.2 План мероприятий

1. Организационно-подготовительный

Срок – октябрь 2015года

а) Подбор и изучение необходимой методической литературы, разработка содержания проектной деятельности.

б) Обогащение экологической развивающей среды.

в) Проведение подготовительной работы с участниками проекта.

г) Мониторинг детей по экологическому воспитанию.

д) Родительское собрание «Воспитание детей, через любовь к природе».

2. Основной

Срок: октябрь-январь 2015-2016гг.

а) Обоснование эффективности применения форм и методов реализации проекта.

б) Реализация поставленных задач.

в) Разработка дидактического материала для осуществления познавательного интереса к миру природы.

г) Разработка методических рекомендаций для родителей. [Приложение1]

3. Заключительный

Срок: февраль- март 2016 года.

а) Демонстрирование всех выполненных в ходе проекта творческих работ, сделанных детьми и родителями.

в) Драматизация фрагментов сказок.

г) Итоговый мониторинг реализации проекта.

д) Представление материалов проекта для участия в ярмарке детских тематических проектов «Я и природа».

2.3 Формы, методы и направления работы:

-познавательная деятельность –экспериментирование, опыты;

-чтение художественной литературы - подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

-продуктивная деятельность–рисование, лепка, аппликация, ручной труд;

- театрализованная деятельность;

- наблюдения в уголке природы и на прогулке;

- игры;

- разные формы бесед;

- создание мини-музея в группе «Деревянных изделий», макета «Сибирские леса – всему свету краса!»;

- взаимодействие с семьей;

- участие в ярмарке детских проектов «Я и природа»;

- родительское собрания по теме «Воспитание детей, через любовь к природе», консультация экологической направленности для родительского уголка на тему: «Воспитание любви к природе». [Приложение 1]. Разработка памятки для родителей по экологии для родительского уголка «Прогулка в природу» [Приложение 2]

Направление работы:

- развитие речи;

- развитие логического мышления;

- развитие коммуникативных качеств у детей;

- обобщение представлений о природе;

- пробуждение воображения и фантазии;

- пробуждение интереса к природе.

2.3 Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

• Педагоги

• Родители

• Дети

• Музыкальный руководитель

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);

- библиотека книг с экологическим содержанием;

- животных, растений.

Методическое:

• теоретическая и методическая литература;

• периодическая печать.

Информационное обслуживание проекта:

• Интернет-сайты;

• Выпуск фотоотчетов.

3. Заключение

Реализованный с выпускниками группы «Капелька» и их родителями проект «Сибирские леса- всему свету краса» позволил прийти к следующим результатам:

Активное участие в нашем проекте приняли родители, с большим удовольствием приняли участие в изготовлении поделок из дерева для мини музея «Деревянных изделий», в выставки кормушек «Птичья столовая», в изготовление макета «Сибирские леса – всему свету краса!» поделки были разнообразными, творческими. Во время проведения выставки дети эмоционально делились, как и из чего сделана их поделка и кормушка.

Дети открыли для себя много нового о пользе деревьев. Родители с благодарностью отметили, что дети стали проявлять заботу и внимание к природе.

В начале проведения проекта и в конце проекта я провела диагностику и выявила уровень экологической воспитанности детей и на сколько плодотворно и качественно был запланирован проект. Дети получили расширенные знания: о строении дерева, о пользе деревьев для людей, животных, насекомых, птиц. О деревьях нашего региона, о необходимости беречь и сохранять лес.

Со всеми поставленными совместно исходя из интересов детей задачами, мы справились.

Перспектива дальнейшего развития проекта:

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется педагогами в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Я считаю, что мой проект был плодотворным и насыщенным, а главное интересный детям. Я в свою очередь на достигнутом не останавливаюсь и планирую продолжить работу в этом направление.

Список информационных ресурсов:

1. Антипина, Г. Войди в лес другом! / Г. Антипина, Л. Чупрова, Е. Калараш // Дошкольное воспитание. – 2011. - N 8.

2. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009.

3. Гончарук, Н. День рождения цветка / Н. Гончарук //Дошкольное воспитание. – 2010. - N 7.

4. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство: Учитель, 2008

5. Жуковская Р. И. «Родной край» пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1985.

6. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / О. С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. – 2010. - N 1

7. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

8. Лучиг М. В. Детям о природе. - Москва 1973.

9. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

10. Поддубная Л. Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

11. Рыжова Н. А. «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

12. Суркина, С. А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности: учебно-методическое пособие / С. А. Суркина. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005

13. Шигина Л. А. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10.

14. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленников, А. А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011\

15. Экология и безопасность: современные проблемы и пути решения: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 27–28 ноября 2013 года

Сайты и порталы: «Социальная сеть работников образования», «Всё для детского сада», «Педсовет», «Дошкольное образование», «МААМ. RU», «Calameo» и др.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «По секрету всему свету я о цвете расскажу» Оглавление Введение …. Глава 1 …. Глава 2 …. Заключение ….

Конспект экологического занятия в детском саду с элементами нравственного воспитания «Животные леса» Целевая аудитория: средняя группа детского сада. Тип занятия: интеллектуально-развивающий. Форма проведения: обобщающая беседа с использованием.

Паспорт краткосрочного проекта «Хлеб — всему голова» для подготовительной группы Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Хлеб- всему голова» Цель проекта: обогащать знания детей о хлебе, сформировать представления.

Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа)Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа) ПРОЕКТ «Хлеб всему голова» Автор проекта воспитатель Гуськова Светлана Вячеславовна Информационная карта проекта Тип проекта: краткосрочный.

Фотоотчет о реализации проекта «Хлеб — всему голова!»Фотоотчет о реализации проекта «Хлеб — всему голова!» На базе нашего сада проходил семинар на тему "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников" для педагогов Краснодарского.

Сценарий летнего музыкально-экологического праздника «День рождения леса» Выход детей на площадку. Звучит песня «Улыбка» (м/ф «Крошка Енот», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) — дети подпевают и хлопают..

Сценарий экологического праздника для детей старшей группы «Репортажи Дятла из зимнего леса» Цели и задачи: - формировать навыки культуры поведения на природе; - воспитывать чувство жалости и сострадания ко всему живому; - воспитывать.

Викторина «Хлеб — всему голова» с детьми старшей группы в рамках проекта «От зернышка до булочки» Цель. Обобщить и систематизировать знания детей об этапах выращивания и процесса изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Сценарий экологического праздника «Защитник леса» «Защитник леса» Ход мероприятия: Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята. Добро пожаловать на нашу солнечную полянку. Ребята а вы любите.

Образовательная деятельность в рамках экологического проекта «Посадка лука» Экологический проект: «Что нужно луку для роста?» часть 2 Образовательная деятельность «Посадка лука» Программное содержание: показать значимость.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Дикие животные
Автор публикации:
Экологический проект «Сибирские леса — всему свету краса!»
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 08:58
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спортивное развлечение в старшей группе «Путешествие за кладом здоровья»
Цель: Продолжать сохранять и укреплять здоровье детей. Программные задачи: Образовательная: 1. Закреплять у детей умение выполнять основные виды движений (...
Здравствуй детский сад! Сценарий праздника День знаний
Музыкально - спортивный праздник Ход. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Детский сад грустил всё лето, Потерял ребят он где-то!...
Конспект занятия по заучиванию стихотворения М. Пожаровой «Маляры» в старшей группе
Задачи. Уточнить представления детей о рабочем строителе, помочь понять и запомнить стихотворение, выразительно читать его. Ход занятия . Ребята, ка...
Фотоочерк «Впечатления о лете. В музее В. С. Высоцкого»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...
Фотоотчет «Межрегиональный конкурс-фестиваль «Венок дружбы»
В июне 2018 года в г. Сыктывкаре прошёл межрегиональный конкурс-фестиваль "Венок дружбы". Младшая группа ансамбля русской народной...