Лучший педагог года

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Светлана Косова
Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Тема: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания старших дошкольников.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Детское экспериментирование как метод экологического воспитания“» размещена в разделах

Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место.

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

Воспитательные : воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Здравствуйте! Сегодня я хочу представить вам мастер-класс на тему : «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).

Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. Поэтому в своей работе я руководствуюсь методом познания закономерностей и явлений окружающего мира – методом экспериментирования, который давно занял прочное место в системе образования. Современные исследователи Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., и др. рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Этим и обосновывается актуальность выбранной мною темы.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. А как объяснить детям о важности значения воды на земле, чистого воздуха и многое - многое другое?

Вот вопрос, над которым нужно работать сегодня ведь экологическое сознание ребёнка это неотъемлемая часть общего сознания всего человечества.

-Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “ Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

- А как же мы педагоги можем дать детям этот опыт, который не просто пройдет мимо, а отложится в голове каждого маленького исследователя?

- конечно, это эксперимент, в котором дети самостоятельно добывают знания, через тактильное ощущение, вкусовые, зрительные рецепторы.

Сейчас мне нужно несколько помощников: 2-3

(выходят педагоги)

-Уважаемые коллеги!

- В переводе с греческого слово “атмосфера” означает “воздух вокруг Земли”.

- Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Если педагоги отвечают, то я говорю (а дети затрудняются ответить на этот вопрос.)

- Тогда мы делаем ряд опытов.

А при выявлении какого-либо свойства нужно педагогам изготовить схему- значение этого свойства, которая бы помогла в последующем запомнить все свойства (магнитная доска с магнитами и разрезанные листочки с фломастерами)

-Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось?

Педагоги: Появятся пузырьки воздуха.

-Какой можно сделать Вывод?

Педагоги При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.

-Посмотрите вокруг какого они цвета штора, палас? Ответы

-А как вы думаете, какого цвета воздух?

ответы

Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный. (Педагоги должны после вывода нарисовать схему – значение этого свойства)

-А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно или на слайд.

Что вы видите вверху?

(Небо)

-Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

- Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.

-Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.

Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.

Какое было желание?

Педагоги: (Открыть нос).

- Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

2. Вдохните глубоко, что вы почувствовали?

Педагоги (Ничего).

- Пахнет чем-нибудь воздух?

Закройте глаза. Подношу к носу: апельсин разрезанный, яблоко!

А сейчас?

Ответы

Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Значит, какой вывод? Что чистый воздух запаха?

(Чистый воздух запаха не имеет).- рисуют схему – значение свойства

3. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

Какое свойства воздуха мы откроем?

(воздух не имеет вкуса) - рисуют схему – значение свойства

4. Возьмите в руки мяч. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?

Имеет ли воздух форму?

Педагоги Воздух не имеет формы).- рисуют схему – значение свойства

А когда воздух может иметь форму?

Педагоги (Ответы) потом предлагаю воздушные шары надуть! Воздушные шары разной формы!

- Воздух имеет разную форму если его поместить куда-нибудь!

Из опытов дети узнают свойства воздуха, самостоятельно придумывают схему - значение, по которым потом самостоятельно ориентируются и запоминают их.

Теперь один из вас сможет рассказать нам о свойствах воздуха, которые он сегодня узнал.

Спасибо, уважаемые коллеги!

Хотелось бы ещё поделиться одним из методов работы это модульное экспериментирование.

И мне понадобятся еще 2 помощника

Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Но, мы люди употребляем только чистую и пресную воду и поэтому важность и значение пресной и чистой воды как раз нужно доказать детям.

И для этого можно использовать следующие модули

- рассмотрите модули и проведите самостоятельно эксперименты :

Очистка воды через ватный фильтр (баночка, воронка, вата, вода с песком грязная)

Очистка воды с помощью активированного угля. (Баночка с водой, чернила, уголь активированный)

-обращается к педагогу- расскажи, что ты делаешь?

Педагог -Постепенно переливаю мутную воду в чистый стакан, через вату

- Что происходит?

Педагог: Вода очищается

- Какой вывод?

- Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой

Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет)

-Почему?

Педагог: потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)

Во время кипячения в воде умирают все микробы, которые опасны для организма человека.

Подхожу к другому педагогу

- что произошло с водой, когда ты капнула чернила?

Педагог: она окрасилась

- а когда бросила туда активированный уголь?

Педагог: вода очистилась

- правильно уголь впитал в себя все ненужные примеси в воде.

-С помощью таких модулей - опытов мы даём шанс ребенку самостоятельно делать открытия и свои выводы.

Спасибо, уважаемые коллеги.

Хочется сказать о том, что еще в старшей группе мы формируем устойчивую привычку у детей задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. А вот в подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их нужно рассматривать не как развлечение, а как путь к самопознанию ребенка.

Я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными, инициативными, любящими свою природу и родной край.

И поэтому в работе я придерживаюсь своего педагогического кредо:

“Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”.

И еще раз напомню: древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Спасибо за внимание. До новых встреч коллеги.

Публикации по теме:

Интегрированная совместная деятельность в старшем дошкольном возрасте на тему «Легенда Сибири» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №110» г. Братск, воспитатель Кляндина Г. А.

Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте «Календарь профессиональных праздников» ПРОБЛЕМАЕсли спросить детей, какие праздники они знают хорошо, они обязательно назовут День рождения, Новый год, 8 марта и 23 февраля. Существует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Опубликовано: 16 июня 2015 в 21:35
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД