Лучший педагог года

Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста

Анастасия Кочергина
Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых.

Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции,

они получают большое количество информации,

устают физически и эмоционально.

Ведь всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать приёмы психомышечной регуляции

Современные научные данные доказывают,

Публикация «Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

что для психического здоровья детей необходима

сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,

обеспечивающая поддержание душевного равновесия

и жизнеутверждающего поведения.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в своей работе следует использовать специально подобранные приёмы психомышечной регуляции. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к.

в них есть элемент игры. Если упражнения проводить систематически, то это позволит детскому организму сбрасывая излишнее напряжение и восстанавливая ресурсные возможности организма сохранять психическое здоровье.

Структура основных приемов психомышечной регуляции по преодолению повышенной утомляемости, формированию достаточной активности внимания и работоспособности состоит из:

Дыхательных упражнений, которые улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, улучшают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями («Качка», «Бабочка», «Упражнение с бульками», «Ленивая кошечка»).

Глазодвигательных упражнений, которые развивают межполушарное взаимодействие, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, предупреждают косоглазие.

Упражнений на релаксацию, которые снижают нервное напряжение, дают ощущение покоя и сосредоточенности, помогают избавиться от симптомов переутомления («Дождик»).

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные движения и мышечные зажимы («Цыганочка», «Любопытная Варвара», «Сова», «Лимон», «Пара»).

Эти упражнения рассчитаны на детей 6-7 лет. Могут быть использованы педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами педагогами, родителями.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением дыхания Цель:развивать самоконтроль и произвольность

«Качка»

Ноги на месте, не отрывая их покачиваться из стороны в сторону. Вдох через нос. На выдохе произносить звук «ш» и приподняться на цыпочки.

«Бабочка»

Сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом «отправить бабочек в полет».

«Упражнение с бульками»

Сделать глубокий вдох и подуть через трубочку в стакан с водой. Стараться, чтобы «бульки» не выплёскивались из стакана.

"Ленивая кошечка"

Руки в «замок» перед собой и поднять их вверх,

затем потянуться, как кошечка.

Почувствовать, как тянется тело.

Затем резко опустить руки вниз,

произнося звук "а".

Глазодвигательные упражнения

Цель: удерживать внимание, умение сосредоточиться

Взять мяч в правую руку. Левую руку держим по центру. Отводим попеременно то правую, то левую руку. Ребенок сам на расстоянии вытянутой руки водит игрушку и прослеживает движение предмета глазами. Голову не поворачивать.

Упражнения на расслабление мышц шеи:

"Любопытная Варвара".

Цель: психомышечная тренировка

Исходное положение: стоя, руки убрать за спину в «замок», голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо.

Ведущий рассказывает и показывает упражнение:

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперед-

Тут немного отдохнет.

«Сова»

Цель: психомышечная тренировка, самомассаж

Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.

Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.

Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу.

Благодаря «уханью» снимаются челюстные

зажимы, что делает речь более связной.

Это упражнение особенно полезно после

длительного письма, работы с компьютером.

Упражнения на расслабление мышц рук

"Лимон".

Опустить руки вниз и представить себе,

что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.

Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить "лимон" и расслабить руку:

- Я возьму в ладонь лимон.

- Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю —

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

"Пара"

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера,

с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Телесные упражнения

Цель: развитие моторной координации, снятие мышечных зажимов

«Цыганочка» Поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая рука - по левому колену. Усложнение - добавить хлопок.

Релаксация

«Дождик»

Цель: мышечное расслабление,

сопровождающееся снятием психического напряжения

Кончиками пальцев нужно ласково барабанить (постукивать) себя по голове, лицу.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми дошкольного возраста. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых.

Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2015 в 17:20
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД