Консультация для воспитателей «Приёмы работы с календарём «Успех»

Валентина Алексеева
Консультация для воспитателей «Приёмы работы с календарём «Успех»

Одной из форм совместной деятельности взрослых и детей предполагающей сотрудничество является пособие «Успех. Календарь» (Н. В. Федина, С. П. Максимова).

Работа с «Успех. Календарём» является одной из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также помогает детям приобрести первичные представления о российских и международных праздниках.

«Успех. Календарь» дополнен большим количеством ярких иллюстраций, что способствует развитию познавательного интереса у ребят.

Календарь состоит из 12 листов, фишек с изображением символов праздников (на магнитной основе) и методических рекомендаций. Дни месяца на плакатах-листах Календаря представлены не в виде привычной календарной сетки, а как игровая дорожка, движение по которой символизирует ход времени, «проживание детьми дней, недель, месяцев года.

На каждом плакате-листе Календаря изображены основные признаки не только соответствующего времени года, но и каждого месяца по направлениям: «Мир неживой природы», «Мир растений», «Мир животных», «Мир людей». Дни недели изображены разными геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, многоугольник, ромб).

«Успех. Календарь» выполняет следующие функции: ежедневного организационного момента, способствующего подготовке детей к восприятию образовательного материала и положительному отношению к нему;

Ежедневное использование календаря способствует решению задач психолого-педагогической работы:

1. Развивает мотивацию к образовательной деятельности.

2. Развивает психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

3. Развивает творческие способности (содействует проявлению созидательной и творческой активности детей, в том числе в процессе интерактивной работы с Календарем).

Внесение календаря – плаката:

1. Первоначальное рассматривание:

• «Что за чудная дорожка? Не тропинка, не шоссе. Вся она как змейка вьётся. Состоит из… дети договаривают: «из геометрических фигур».Дид. упр-е «Назови, не ошибись» (дети перечисляют геометрические фигуры на «игровой дорожке времени»). Сколько фигур желтых? А сколько оранжевых? Почему? Подводим детей к мысли, что желтые фигуры – «будни – рабочие дни», а оранжевые – «выходные».

«Внимательно посмотри – время года назови». Закрепление признаков времени года, изображенных на календаре – плакате.

• Отправляемся в путешествие – выбираем подходящий по сезону вид транспорта: «Я хотел бы поехать на… потому что…»

2. Рассматривание фишек с изображением символов – праздников. Вместе с детьми отбираем символы, относящиеся к праздникам в конкретном месяце. Коротко беседуем с детьми о предстоящем празднике. Устанавливаем фишки с символом праздника на конкретный день месяца.

3. Дидактическое упражнение «Посчитай» (Сколько дней осталось до праздника).

4. Внесение фишки – пустышки «Ура! Сегодня у меня день рождения у Саши!»

5. Моделирование препятствий и опасности, которые могут встретиться на пути, придумывание различных смешных ситуаций. Наклеивание соответствующего изображения.

6. Сравнение плакатов между собой. Нахождение сходство и отличие. Дид. упражнение «Что было, что будет?»

7. Дополнение календаря – плаката результатами собственных наблюдений «Мы сегодня наблюдали что увидели (удивило) – то зарисовали!» (на календарь помещаем небольшие рисунки детей с изображением дождя, снега, червяка)

Приёмы работы с календарём со старшими дошкольниками:

1 этап. Определение состава картин.

Обязательно: земля – небо.

Может быть для старших: близко – далеко, слева – справа

Дорожка: предыдущий - следующий

Пользование термином «объект»

• Перечисление объектов,

• Моделирование объектов,

• Группировка по заданному признаку,

• Обобщение объектов,

Рефлексия (когда смотришь на картину, надо выделить объекты)

• Кто больше предметов увидит на картине?

• Кто самый внимательный?

• Охота за подробностями - наводим подзорную трубу и видим…

2 этап. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Волшебник «Объединяй» (- Мы с вами разобрали картину на множество объектов. Пришёл волшебник Объединяй (может быть, это художник) и объединил объекты) (Мальчик и валенки – мальчику тепло в валенках)

Алгоритм:

• Выделение 2-х объектов,

• Обоснование связей между ними,

• Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины,

• Рефлексия.

3 этап. Восприятие разными органами чувств картины.

Послушаем: как падают снежинки, как хрустит снег под ногами, шаги человека, шелест листвы, шорох ползущего червяка, хруст веток, упавших с дерева…

что громче звучит? Что ещё может звучать на картине?

Ощущаем лицом, руками (тактильные ощущения): ветер, ветерок, листочек задел лицо, пролетая мимо, бабочка села на голову, снял валенки – ощущаю холод, ощущаю тепло руками в шерстяных варежках, когда я трогаю ветки руками, ощущаю… если поглажу белочку, ощущаю…

Осязание – понюхаем: я чувствую запах свежести от морозного воздуха, запах духов от девочки, приятный запах цветов, запах прелой листвы и др.

Алгоритм работы:

1. Вхождение в картину,

2. Выбор органа чувств,

3. Речевая зарисовка ощущений.

4 этап. Составление загадок и метафор по картине (действия, цвет, форма, размер, части, специфические характеристики)

Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:

1. Выбор объекта,

2. Выбор модели загадки,

3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами,

4. Выбор наиболее удачных сравнений,

5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как, но не…»

5 этап. Преобразование объектов во времени

Объекты растительного мира – преобразование по линии изменения времён года,

объекты животного мира – преобразование в рамках суток,

объекты рукотворного мира – с момента появления до вторичного использования.

Выбирается объект, описывается его состояние в настоящее время, затем кем или чем был в прошедшем времени, кем или чем или каким будет в будущем.

Выбранный объект необходимо схематизировать отдельно на доске (листке) со стрелками влево – вправо. Придумать название рассказа-фантазии.

6 этап. Описание местонахождения объектов на картине.

Пространственная ориентировка. Переносить ориентировки 2-х мерного пространства в трёхмерное.

2-х мерное:

В левом верхнем углу, вверху, в правом верхнем углу

Слева, в центре, справа

В левом нижнем углу, внизу, в правом нижнем углу

3-х мерное:

Сзади (чего-либо, впереди, ближе – дальше, около, между, за, перед.

7 этап. Составление рассказов от лица разных объектов.

Перевоплощаться, составлять связный рассказ от первого лица.

Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь, опиши свои чувства и эмоции (грустный – весёлый, радостный – печальный, черты характера (добрый – злой, трудолюбивый – ленивый, вежливый – грубый, умный – глупый).

Как проявляются эти чувства и характер: улыбается, помогает, кричит, шепчет…

Брать на себя роль части объекта (для старших детей) Например: глаза мамы-кошки.

От простых эмоциональных характеристик (добрый – злой) к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный)

2 формы организации:

- коллективная: вся группа составляет рассказ от лица одного героя;

- подгрупповая: одна подгруппа про весёлого мальчика, другая про грустного;

- индивидуальная.

Выражаю благодарность Соломеиной Т. Г., старшему воспитателю МКДОУ «Сосновский детский сад», за оказанную помощь.

Публикации по теме:

Эссе «Мой педагогический успех» Эссе «Моя педагогическая философия». "Все дети должны испытывать к жизни радость, и это должно стать целью всех взрослых, регулярно имеющих.

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» Пояснительная записка В данной работе описаны игры на развитие навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, которые можно использовать.

Диспут для подростков «Успех в жизни» Цели занятия: 1. Исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения. 2. Определить уровень сформированности умения.

Конспект досуга «Спорт здоровье и успех». Старшая группа Задачи: • развивать двигательную память, психофизические качества (ловкость, выносливость, быстроту). • развивать физические качества и.

Занятие по математическому развитию для старшей группы  «Знакомство с календарём» Цель: -Расширять знания детей о видах календарей; -Развивать логическое мышление, сообразительность. умение отвечать на вопросы полным.

Мастер-класс для педагогов «Методы и приёмы работы по театрализованной деятельности в ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги. Стою на сцене, Зал затих, И я молчу, Не вспомнить стих! Стою и думаю о том, Сейчас реветь или потом! Сегодня.

Приёмы логопедической работы по развитию лексики детей с ОНР Предлагаю Вашему вниманию стихи для пальчиковой гимнастики собственного сочинения. Идея заключается в том, что используя эти стихи в качестве.

Наш успех в «Театральной весне 2015» (фотоотчет)Наш успех в «Театральной весне 2015» (фотоотчет) Ура! Мы победители! В нашем городе традиционно каждую весну проводится конкурс среди дошкольников "Театральная весна". Каждый раз с волнением.

Вера в успех и немного «магии»Вера в успех и немного «магии» Делюсь с вами нашей общей кукурузомановской радостью: сегодня наш проект по сбору средств на краудфандинговой платформе для книги "Путешествие.

Эссе «От чего зависит успех моей аттестации» Эссе "От чего зависит успех моей аттестации". Воспитывать детей такая радость. Дарить улыбки им и согревать теплом. Учить всему, что я сама.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Приёмы работы с календарём «Успех»
Опубликовано: 11 сентября 2015 в 13:37
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День Белого короля на МААМ

Многие шахматисты, получив небольшой перевес, с энтузиазмом бросаются в атаку и нередко не только не достигают победы, но и оказываются побеждены сами. Но не такой манерой игры отличается Анатолий Карпов....

23 мая. Всемирный день черепахи

В Древнем Китае их почитали как священных животных. Черепахи считались символами мудрости и божественного покровительства. Люди верили, что они могут принести своим владельцам удачу, богатство и...

Использование поделок из каштанов в качестве настольного театра к стихотворению К....
23 мая. Всемирный день черепахи Назначение: поделки для настольного театра, игры. Цель: учить детей конструировать из природного материала с...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на третий квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на третий квартал «Весна» Обычна занятия аппликации начинаются с детьми от 3 лет, но я по...
Советы родителям «Полезный завтрак — хорошее начало дня»
Утро обязательно должно начинаться со вкусного и здорового завтрака. Каким должен быть полезный и здоровый завтрак? Завтрак должен быть достаточно...