МААМ-картинки

Консультация «Причины детских конфликтов»

Ольга Сергеевна
Консультация «Причины детских конфликтов»

Многие исследователи считают (Коломинский Я. Л, Жизневский Б. П. и др., что большинство конфликтов в детском возрасте в детских коллективах происходит в игровой деятельности и обусловлено это тем, что для детей игра является наиболее значимым видом деятельности и здесь чаще всего возникают конфликты между ними.

Публикация «Консультация „Причины детских конфликтов“» размещена в разделах

Коломинским Я. Л и Жизневским Б. П. [18] был осуществлен анализ собранного материала. Главным является именно анализ тех элементов взаимодействия, которые в своей совокупности составляют структуру конфликта. Основными компонентами этой структуры, выделенными в качестве аспектов анализа, являются следующие: причины возникновения конфликтов между детьми в игре, способы воздействия детей друг на друга в ходе конфликта и особенности разрешения детских игровых конфликтов.

Причины возникновения конфликтов исходят из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-организационной основой. Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей. Конфликты между детьми возникают именно при решении подобных коммуникативно-организационных задач.

Я. Л. Коломинским и Б. П. Жизневским [18] были выделены семь основных причин возникновения конфликтов :

1. «Разрушение игры» — сюда входят такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, — например разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникает из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.

3. «По поводу состава участников игры» — здесь решается вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений.

Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других. Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими интересами и потребностями.

Нужно отметить два особых возрастных периода: во-первых, это возраст 3-4 лет, когда дети начинают активно обсуждать такие вопросы, как распределение ролей, правильность игровых действий, выбор общей темы игры, что свидетельствует, об интенсивном развитии игры как совместной деятельности; и во-вторых, это средний дошкольный возраст (4-5 лет, где, в добавление к предыдущим, начинает специально обсуждаться и вопрос о том, кто с кем будет играть, т. е. определяется состав участников игры. Это, в свою очередь, отражает дальнейшее развитие совместной игры в направлении формирования определенных, достаточно устойчивых взаимоотношений между детьми внутри дошкольной группы.

К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Д. Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры.

Конфликты по поводу игрушек и ролей не исчезают даже у старших дошкольников. Они сосуществуют вместе с новыми видами конфликтов : по поводу выбора общей темы игры, определения состава участников, уточнения игрового сюжета. Более того, в возрасте 5-6 лет наблюдается определенный регресс, т. е. новое повторное увеличение числа таких конфликтов, как конфликты из-за разрушения игры и из-за игрушек. Возможно, это связано с недостаточным уровнем развития игры, ослаблением внимания к ней в современной практике работы детских садов, что отмечается в соответствующей литературе («Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста», 1975).

Таким образом, среди причин возникновения конфликтов между дошкольниками в игре отмечают следующие: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, из-за ролей, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу правильности игровых действий. В качестве главной причины внутренних конфликтов у дошкольников выделяют недостаточную сформированность операций игры и искажения в ее мотивах.

Публикации по теме:

Консультация «Капризы и упрямство детей дошкольников, их причины и проявление» Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с: • непослушанием, выражающемся в непослушании и.

«Капризы и упрямство детей — дошкольников их причины проявление» Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявление» Консультация для родителей Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы,.

Консультация «Конфликты. Причины конфликтов Ребенок-Взрослый. Способы разрешения» Конфликт - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную зависимость.

Консультация для родителей: 4 причины, из-за которых родители чаще всего ругают порядки в детских садах Консультация для родителей: 4 причины, из-за которых родители чаще всего ругают порядки в детских садах. Детский сад давно уже перестал.

Консультация для родителей «Агрессия детей: её причины и предупреждение» .

Консультация для родителей «Детская агрессия: причины и предупреждение» Детская агрессия Что такое агрессия? Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и последствия» .

Консультация для родителей «Причины дорожно-транспортных происшествий» Причины дорожно-транспортных происшествий 1 Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. 2 Выход на.

Консультация для родителей «Причины и проявление навязчивых движений у детей» Ты брось эту привычку. Малыш грызет ногти, сосет палец, ковыряет в носу…Ну и манеры! Давайте выясним, откуда они. Вредной привычкой психологи.

Консультация для родителей «Влияние семейных конфликтов на будущее счастье детей» Как влияют неблагополучные отношения между членами семьи на будущую жизнь детей из этой семьи? Не приведет ли это к тому, что семейная жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Причины детских конфликтов»
Опубликовано: 27 октября 2018 в 18:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД