Причины возникновения споров и конфликтов у детей дошкольного возраста

Анна Павлова
Причины возникновения споров и конфликтов у детей дошкольного возраста

Выделяют различные причины скрытых и открытых конфликтов в группе. Причины возникновения конфликтных ситуаций могут быть разные: внешние и внутренние, всеобщие и единичные, материальные и идеальные, объективные и субъективные и т. д.

Неблагополучие во взаимоотношениях детей со сверстниками проявляется по-разному. Есть малообщительные дети, которые с трудом включаются в игровую деятельность и оказываются в стороне от коллектива и дети, открыто конфликтующие с товарищами.

Малая общительность вызвана особыми причинами. Такими причинами могут быть:

- недостаточная развитость у ребёнка игровых навыков и умений,

- неумение управлять своим поведением из-за излишней замедленности действий,

- преобладание индивидуальных, не свойственных другим детям потребностей и стремлений,

- недостаточная сформированность потребности в общении.

Таким образом, малая общительность – это явление сложное.

У малообщительных детей количество контактов со сверстниками минимальное, круг общения сужен. Такие дети, как правило, не участвуют в устойчивых игровых объединениях.

Сверстники, в свою очередь, по-разному относятся к малообщительным детям: одних как бы не замечают, других активно избегают, к третьим испытывают симпатию.

Во всех рассмотренных выше случаях малообщительного поведения период назревающего у ребёнка конфликта со сверстниками, как правило, остаётся незамеченным педагогом.

Педагог может и не подозревать о серьёзных осложнениях во взаимоотношениях сверстников, об острых, но молчаливых конфликтах в группе и не оказать детям необходимой помощи по налаживанию отношений.

Изучение поведения открыто конфликтующих детей показало, что в его основе лежат неблагоприятные отношения со сверстниками. Однако картина подобных отношений оказывается каждый раз довольно специфичной.

Именно специфичность отношений позволила выделить, среди открыто конфликтующих детей, две подгруппы.

К первой подгруппе относятся те, кто активно стремится к контактам со сверстниками, но кого сверстники, тем не менее, не принимают в игру.

Ко второй причислены дети, установившие контакты со своими товарищами (это стремление взаимно, но их игровое общение сопровождается частыми конфликтами.

В каждой из подгрупп конфликт вызывается особой причиной. Так, дети первой подгруппы не устраивают сверстников из-за того, что не умеют достаточно хорошо играть и строить положительные отношения с коллективом или по причине излишней подвижности не управляют своим поведением.

Особенностью конфликтных отношений у детей второй подгруппы, является то, что их обнаружить позволяют только специальные методические приёмы. За внешними неглубокими противоречиями скрываются подлинные трудности, подлинный конфликт в сфере личностных отношений детей.

Причиной конфликтов являются так же личностные особенности дошкольников. Их можно поделить на пять групп:

Первая группа – «Я всегда прав!». Такие дети чаще других инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жёстко доминируют, отвергая любые предложения другого ребёнка, стараются стать предметом всеобщего внимания.

Вторая группа – «Я лучше других!». Такие дети конфликтуют так же часто, остро, эмоционально и активно. Такие дети демонстрируют своё превосходство, высокомерие, стремятся привлечь внимание к себе.

Третья группа – «Я взрослый, я – главный». Такие дети вожаки, лидеры. Они претендуют на главные роли, к ровесникам относятся критически. Во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложение только в том случае, ели оно им выгодно.

Четвёртая группа – «Я за себя постою». Осторожные в контактах со сверстниками, боятся ущемления своих интересов. Сотрудничество со сверстниками для этих детей путь к самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.

Пятая группа – «Я хороший». Это наименее конфликтные дети. Они стремятся к равноправию и сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаясь отрицательных оценок.

Таким образом, к основным причинам возникновения и развития конфликтности в дошкольном возрасте относятся:

• отсутствие и недостаточное развитие игровых умений и навыков общения

• личностная предрасположенность к конфликтам

Симпатию и признание сверстников получают дети, проявляющие в поведении умения помочь, подбодрить, вселить уверенность в себя, умение радоваться успехам других, внимательно слушать и т. д.

Публикации по теме:

Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Причины возникновения и пути решения Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Конфликт В — Р. Причины возникновения и пути решения Мир постоянно информационно.

Капризы детей дошкольного возраста: причины и проявление Капризы детей дошкольного возраста: причины и проявление В психологии понятие «каприз» определяется как мелкая прихоть, причуда без действительной.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «История возникновения книги» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «История появления книги» Подготовила:.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • День Победы, 9 мая
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Причины возникновения споров и конфликтов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 августа 2019 в 19:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Фоторепортаж «Наш урожай»
Вот и осень наступила. На полях, в садах и огородах полным ходом идёт уборка урожая. На нашем участке мало места и поэтому, как бы нам не хотелось, но мы все...
Фотоотчёт о занятии по рисованию «Осень в лесу» в средней группе
Цель: формирование умения вести наблюдения за изменениями в природе Задачи: - учить соблюдать пропорции предметов при рисовании; - формировать умение...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Разноцветные зонтики под дождем» в средней группе
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветные зонтики под дождем» Цель: учить детей рисовать зонтик, дождик. Задачи: закреплять приемы...