Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.

Анастасия Пырьева
Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.

Воспитатель детского сада нередко сталкивается с детьми, проявляющими повышенную двигательную активность и эмоциональную возбудимость. Такой ребенок не только испытывает затруднения при усвоении новых знаний и навыков на занятиях, но и значительно затрудняет работу с другими детьми.

Излишняя эмоциональная возбудимость и отвлекаемость негативно влияет на познавательную сферу ребенка: в силу неспособности сосредоточиться, ребенку трудно овладеть знаниями и навыками, получаемыми в детском саду. Страдает и коммуникативная сфера: ему трудно дружить со сверстниками, соблюдать правила игр, продуктивно взаимодействовать со взрослыми.

Прежде всего, необходимо осознавать разницу между нормой (характерологические особенности, темперамент) и нарушением. Разумеется, ставить диагноз «гиперактивнось» и «СДВГ» имеет право только врач, но воспитателю и педагогу-психологу надо понимать, в каком случае возможно помочь ребенку, выстраивая педагогическое общение с учетом его индивидуальных особенностей, когда требуется коррекционная работа педагога-психолога, а в каком случае следует порекомендовать родителям проконсультироваться с врачом.

К индивидуально-психологическим особенностям относится характер и темперамент. Вам, разумеется, известно, что четыре типа темперамента – холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики – характеризуются различной подвижностью психической активности, соотношением процессов торможения и возбуждения.

Наиболее активны и динамичны холерики. Проявления этого типа темперамента совершенно нормальны и не нуждаются в коррекции. Но необходимо строить педагогическое общение с ребенком-холериком, учитывая его индивидуальные особенности. Дети-холерики активны, подвижны, проявляют яркие эмоции (они не просто смеются, а хохочут, предпочитают подвижные игры. Для них характерно трудное закрепление нового навыка, но усвоенный навык так же трудно изменить. Речь холериков быстрая и сбивчивая. Из-за повышенной подвижности и импульсивности таких детей, не редко появляются проблемы с дисциплиной. В связи с этим, необходимо делать акцент на развитии произвольности и саморегуляции, предоставлять возможность продуктивно выплескивать свою активность.

Ребенок, у которого может быть обнаружена гиперактивность, похож на холерика. Однако у него имеются отличия. Ребенок-холерик, который занят интересным делом, будет упорно стремиться довести его до конца. Более того, упорное стремление к достижению поставленной цели является отличительной особенностью этого типа темперамента. Гиперактивный ребенок не может удерживать внимание даже на том занятии, которое ему интересно, отвлекается и переключается на постороннее, ничего не доделывает начатое до конца. Холерик – классический почемучка. Ему хочется узнать «Как?», «Зачем?», «Из чего это сделано?» Задав вопрос, он охотно выслушает ответ. Гиперактивнй ребенок не проявляет любознательность. Если он и задает вопрос «Почему?» и «Зачем?», то сразу же отвлекается на другие многочисленные раздражители. Ответ его не интересует. Засыпание гиперактивного ребенка вызывает проблемы как у него самого, так и у взрослых, сопровождается капризами. Сон таких детей чуток – посторонние звуки могут легко разбудить малыша. Заснуть снова ему будет трудно. Холерик, хотя и отличается подвижностью и энергичностью, спит крепко.

Еще раз хотелось бы предостеречь вас от самостоятельной постановки диагноза! Мы, педагоги, можем лишь сделать предположение о наличии нарушений в работе нервной системы ребенка и порекомендовать родителям проконсультироваться со специалистом.

Другой причиной двигательной и эмоциональной возбудимости ребенка может быть стресс, связанный с неблагоприятным психологическим климатом в семье, травмирующие события или события, нарушающие привычный ритм жизни ребенка (болезни у близких, развод родителей, смена места жительства). Если признаки гиперактивности или проявления темперамента, так или иначе, заметны еще в раннем возрасте, то здесь нарушения появляются тогда, когда ребенок оказывается в неблагоприятных условиях. Воспитатель может заметить внезапное изменение поведения. Обычно покладистый и отзывчивый ребенок вдруг становится капризным, вертлявым, отказывается выполнять просьбы воспитателя и соблюдать правила игр.

Успешная помощь такому ребенку возможна при условии готовности родителей сотрудничать с педагогами детского сада, создать более благоприятный психологический климат в окружении ребенка. Для уточнения особенностей и причин эмоциональных и поведенческих нарушений полезно провести диагностику эмоциональной сферы: рисунок семьи, тест Люшера для детей. Задача педагога-психолога в данном случае – помощь ребенку в овладении навыками релаксации и отреагирования негативных переживаний.

Таким образом, чрезмерная возбудимость может быть вызвана разными причинами. Прежде чем принимать по отношению к ребенку какие-либо дисциплинарные или коррекционные меры, необходимо внимательно изучить причины нарушений и предоставить ему адекватную помощь.

Публикации по теме:

Доклад «Причины организации звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Звуковая культура речи – это составная часть.

Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции - психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаФормирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Статья. "Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.

В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 19 октября 2016 в 12:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...
Конспект интегрированного занятия «Приключения Колобка» для детей второй младшей группы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное...
Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации в старшей группе «Красивое...
Цель: учить создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение. Задачи: учить детей изображать дерево; развивать образное...
Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»
Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и неоднородных...
Мастер-класс для педагогов по продуктивной деятельности «Добрый Дедушка Мороз, мы...
Подготовила воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Ростовской области - Меркулова Елена Анатольевна. Уважаемые коллеги, Новый год...