Папки-передвижки

Придумывание загадок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Веретенникова Елена Борисовна
Придумывание загадок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Придумывание загадок в процессе ознакомления с художественной литературой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

(Исследовательская деятельность)

Публикация «Придумывание загадок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность. Творческие работы воспитанников по следам прочитанного предполагают деятельность детей с произведением, которая реализовывает их собственное художественное отношение к прочитанному. Такой творческой работой в процессе ознакомления с художественной литературой является сочинение загадок.

Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают речь. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение так же развивает речь и способствует формированию коммуникативных способностей. Загадка – это гимнастика для ума.

Цель: выявить эффективные способы сочинения загадок, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой;

- выявление творческих особенностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой в методологической литературе;

- определение показателей и критериев сформированности умений для сочинения загадок детьми старшего дошкольного возраста;

- проектирование комплекса приёмов и способов по обучению составления загадок старшими дошкольниками;

- обобщение и анализ исследовательской работы.

Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие творческих способностей в процессе ознакомления с художественной литературой будет эффективным при формировании умения сочинять загадки старшими дошкольниками.

Этапы:

На первом этапе (сентябрь – декабрь) осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования, выбор основного подхода к определению форм и методов по обучению сочинять загадки.

На втором этапе (февраль – март) рассматривалось состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, изучался передовой опыт по обучению сочинять загадки.

На третьем этапе (апрель) проведено практико-ориентированное исследование с целью проектирования оптимальных форм, методов и приёмов обучения сочинять загадки.

На четвёртом этапе (май) уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы.

Проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.

При решении проблемы развития творческих способностей воспитанников предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Важная роль в этом процессе отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей, что вытекает из необходимости познания и преобразования действительности, и использованию технологий игровых форм обучения в непосредственно образовательной деятельности.

Работа, направленная на развитие творческих способностей дошкольников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения воспитанников на всех этапах НОД в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей детей.

Рассмотрим педагогические методы, которые способствуют продуктивному личностно-ориентированному творческому обучению. В процессе формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста когнитивные и креативные методы, обобщённые в трудах А. В. Хуторского.

Когнитивные методы обучения (познавательные методы). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными. Однако первичной целью использования данных методов является познание объекта, поэтому их основная специфика связана с когнитивными, а не с креативными процессами.

1. Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользованные обычно возможности детей. Ребятам свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать наблюдательные объекты, используя методы их «очеловечивания»

2. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается, глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, описать, на что они похожи.

3. Метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Ребята осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества воспитанника в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него.

4. Метод исследования. Выбирается объект исследования природный, культурный, словесный или иной (сказка, поговорка, лист дерева, одежда, небо или другое). Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект. Например, объектом для исследования выберем линейку. Детям предлагается следующее задание: придумайте как можно больше способов применения данного предмета. Они должны быть оригинальными, необычными, и вместе с тем осуществимыми (нелепица отвергается).

Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.

1. Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее не известный продукт в результате их определённых умственных действий.

2. Метод «Если бы…». Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели бы разговаривать или бы динозавры ожили, или люди бы переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.

3. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Например, ребё нку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать всё, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить».

4. Метод агглютинации. Ребятам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег.

Таки образом, педагогические методы способствуют продуктивному личностно-ориетированному творческому обучению.

Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась исследовательская работа, проведённая в 2013 году в МАДОУ ДС КВ «Золотой петушок» в процессе осуществления учебно-воспитательного процесса. Продуктивность обеспечения практико-ориентированного исследования необходимой информацией об изучаемом процессе была в основном решена за счёт использования апробированных в педагогике и психологии методик исследования; метод интервью. Для осуществления исследования была определена группа воспитанников (дети подготовительной к школе группе). В исследовании принимали 25 воспитанников.

Для исследования сформированности творческих способностей в НОД по ознакомлению детей с художественной литературой был проведен метод опроса (Приложение № 1). И на основании опроса были получены следующие результаты:

У 20% дошкольников выявлен высокий уровень творческих способностей;

У 65% дошкольников выявлен средний уровень творческих способностей;

У 15% дошкольников выявлен низкий уровень творческих способностей.

Таким образом, на основе опроса было установлено, что дети не очень любят знакомиться с художественной литературой, с трудом отгадывают загадки, не умеют их сочинять. Необходима постоянная систематическая работа воспитателя для повышения творческих способностей воспитанников.

Упражнения, направленные на развитие логического, ассоциативно-образного и пространственного мышления развивают творческие способности. Большинство предложенных предложений – это логические задачи, разные по форме и содержанию, но непременно занимательные (Приложение 2)

Таким образом, эти задания помогают развивать логическое мышление, творческие способности, способствующие сочинению загадок.

На основе констатирующего этапа исследования было установлено, что сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение так же развивает речь и способствует формированию коммуникативных способностей.

Изучив результаты констатирующего этапа исследования, был разработан комплекс мероприятий по умению придумывать загадки на занятиях по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, как средство развития творческих способностей.

При контрольном методе опроса были получены следующие результаты:

У 40% дошкольников выявлен высокий уровень творческих способностей;

У 60% дошкольников выявлен средний уровень творческих способностей;

У 0 % дошкольников выявлен низкий уровень творческих способностей.

Таким образом, на основе контрольного опроса было установлено, что дети с удовольствием знакомятся с новыми художественными произведениями, без особых усилий отгадывают загадки, умеют их сочинять.

Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования подтвердили, что при целенаправленном планировании комплексных мероприятий по умению придумывать загадки в НОД по ознакомлению с художественной литературой предполагает положительно влиять на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в процессе ознакомления с художественной литературой и развития речи старших дошкольников В процессе занятий по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в старшей группе, я продолжала работу по тем же основным.

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературойРазвитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Любая книга — умный друг: Чуть утомит, она смолкает; Она безмолвно поучает, С ней назидателен досуг. (Лопе де Вега) 1. Роль художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Придумывание загадок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 июня 2015 в 03:09
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД