Лучший педагог года

Приемы обучения детей составлению описательного рассказа

Светлана Кулинич
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа

Приемы обучения детей составлению описательного рассказа.

Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.

Связная речь это - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Последовательность работы над связной речью.

• Воспитание понимания связной речи;

Публикация «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» размещена в разделах

• Воспитание диалогической связной речи;

• Воспитание монологической связной речи, приемы работы;

• Работа над составлением рассказа – описания;

• Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

• Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;

• Работа над пересказом;

• Работа над самостоятельным рассказом.

Сегодня мы рассмотрим с вами составления рассказа – описания по игрушке!

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек. Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.

Описание – Это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта. Затем идет перечисление признаков, свойств действий. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения, необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.

Младший возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.

В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д., подбирают сравнения и определения.

При оаписании игрушки используется следующий алгоритм:

1) Рассматривание и исследование игрушки;

2) Беседа с детьми;

3) Совместный рассказ.

При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы :

Рассматривание;

Сравнение;

Беседа с детьми;

Совместное рассказывание;

Вопросы педагога;

Образец рассказа;

Тактильное восприятие;

Игра с этим предметом;

Художественное слово.

Внесение игрушки в группу до начала занятия.

Критерии отбора игрушек:

1. Не должны быть мелкими.

2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;

3. Близки к естественному виду;

4. Должны быть безопасны.

Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

(Средняя группа)

Занятия с игрушками носят творческий характер, от них развивается мышление и воображение, закрепляется и активизируется словарь. От того как будет организован процесс обучения рассказывания по игрушкам, будет зависеть формирование связной речи у детей 4 – 5 лет. Поэтому педагогу нужно знать методику обучения рассказыванию по игрушке :

Методика обучению рассказу – описанию детей 4-5 лет :

1. Рассматривание игрушки;

2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею.

3. Образец рассказа воспитателя;

4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный воспитателем.

Теперь методика обучения выглядит так :

1. Рассматривание игрушки;

2. Вопросы воспитателя;

3. Составление воспитателя плана рассказа об игрушке;

4. Образец рассказа воспитателя по плану;

5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя;

Такому типу высказывания, как описание в средней группе уделяется особое внимание. Объекты предлагаемые для описания (в данном случае игрушка) усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры :

1. Сначала игрушка называется,

2. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки.

3. Также перечисляются действия, характерные для игрушкиили при обращении с ней.

При описании игрушки используются следующие приемы :

Сравнение;

Дидактические и сюжетноролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок);

Использование элементов фольклора : стихов, песенок, потешек, загадок и пр. ;

Внесение игрушки в группу до начала занятия;

Оставление игрушки в группе после занятия;

Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);

Дополнительные вопросы педагога;

Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);

Дополнительные вопросы педагога;

Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Критерии отбора игрушек.

Не должны быть мелкими;

Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

Близки к естественному виду;

Должны быть безопасны.

В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание – полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательное, точное по языку, с использованием образной речи.

Описание обязательно проводится по плану.

Методика обучению рассказу – описанию детей 5-6 лет :

Лексико- грамматические упражнения по теме занятия;

Рассматривание объекта описания;

Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

Составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

Рассказ сильного ребенка; (по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;)

Рассказы 4 – 5 детей об объекте;

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже». Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя. В описание вносится соревновательный момент. При составлении загадок образец почти не применяется. Полезно использовать схемы описания.

В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках).

При описании игрушки используются следующие приемы :

Образец и план рассказа;

Вопросы воспитателя;

Рассматривание;

Тактильное восприятие;

Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Выбор игрушки по желанию ребенка;

Инсценировка рассказа.

Критерии отбора игрушек в старшей и подготовительной группе:

Не должны быть мелкими;

Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

Близки к естественному виду;

Должны быть безопасны.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека. Можно описывать времена года и профессии людей.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_fqb2b.ppt | 576 Кб
 
Публикации по теме:

«Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу«Дикие животные». Конспект занятия по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу» для детей 4-5 лет Педагогические цели: Учить детей составлять описательные.

Деловая игра «Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста ЭМП» Деловая игра "Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. ".

Конспект НОД для детей старшей группы по формированию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему» Исламова Лариса Витальевна Учитель-логопед МБДОУ Детский сад №20 компенсирующего вида Г. Красноуральск Свердловской области КОНСПЕКТ.

Конспект НООД по составлению рассказа «Цвети мой край, Мордовия моя!» .

Конспект занятия для детей средней группы по составлению рассказа по картине «Собака со щенятами» Конспект занятия с использованием технологии графического моделирования для детей средней группы по составлению рассказа по картине «Собака.

Обучение составлению рассказа по картинке с проблемным содержанием «Вот так игрушка» Тема: обучение составлению рассказа по картинке с проблемным содержанием «Вот так игрушка» Цели: обучение рассказыванию по сюжетной картинке.

Схема для составления описательного рассказа на тему «Мой дом»Схема для составления описательного рассказа на тему «Мой дом» Цель: учить составлять описательный рассказ о доме. Задачи: 1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Зимние забавы» Прог. сод: Учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать сюжет,.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках» Совместная образовательная деятельность взрослого и детей по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках- мишке и мышке».

Здоровьесберегающие технологии. Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнкаЗдоровьесберегающие технологии. Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнка Здоровьеразвивающие технологии и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей по авторской программе Базарного В. Ф. в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа
Опубликовано: 7 марта 2016 в 11:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД