МААМ-картинки

Приемы обучения правилам техники безопасности учащихся начальных классов на уроках технологии

Светлана Шухардина
Приемы обучения правилам техники безопасности учащихся начальных классов на уроках технологии

В практике преподавания трудового обучения в начальных классах наибольшую потребность, в последние годы, учителя испытывают в освоении приемов и методов, способствующих осознанности обучения. Как правило, вызывает затруднения подбор методов и приемов для проведения таких этапов урока как анализ изделия, первичный инструктаж, планирование, анализ и оценка детских работ, но наиболее проблематичным является выбор методов и приемов в организации таких «скучных» видах деятельности, как изучение правил по технике безопасности работы с инструментами. Следует отметить, что изучение правил по технике безопасности предусмотрено всеми программами по трудовому обучению и воспитанию для начальных классов.

Публикация «Приемы обучения правилам техники безопасности учащихся начальных классов на уроках технологии» размещена в разделах

В понимании метода мы опираемся на определение И. Я. Лернера [3], который прием определяет как отдельную операцию, осуществляемую в процессе реализации метода. Если метод обучения в дидактическом смысле представляет собой обобщенное понятие, отражающее общую схему и направленность деятельности обучения, то прием - это реальное воплощение метода, его конкретное проявление в операциях.

Какие приемы использовать в обучении младших школьников? Как направить деятельность обучения правилам техники безопасности, чтобы учение было увлекательным, что бы от этапа к этапу учащиеся самостоятельно, осознанно продвигались к успеху?

На организованной нами экспериментальной площадке на базе начальной школы образовательного учреждения №103 г. Екатеринбурга мы осуществляли наблюдения за процессом формирования технологических умений у детей 7-10 летнего возраста. Одним из направлений в работе с детьми была организация деятельности детей по формированию знаний по технике безопасности.

В данной статье мы предлагаем несколько приемов работы по изучению правил техники безопасности учащимися начальных классов.

В своей работе, прежде всего, мы опирались на идею комплексного подхода к проблеме методов обучения, выдвинутую Ю. К. Бабанским [1]. Он обращает внимание практикующих педагогов на целостность в подходе к методам обучения. Планирование деятельности, ее организация, стимулирование и контроль результатов - основные характеристики такого подхода.

Изучение правил техники безопасности процесс длительный и не может осуществиться на одном уроке. Наиболее успешно этот процесс осуществляется, если каждый шаг в изучении правил будет спланирован и будут созданы условия для осознанного их запоминания. Планирование деятельности, по изучению правил техники безопасности, зависит от вида передачи и слухового восприятия информации, которую можно отразить в схеме: слушаю - запоминаю - закрепляю - знаю наизусть. Наиболее оптимальные условия для успешного учения детей в период перехода от старшего дошкольного и младшего школьного возраста, как отмечено в трудах И. Я. Лернера, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова [3, 6, 7] создаются в привычных для данного возраста видах деятельности. Ведущими видами, как известно в младшем школьном возрасте являются, соответственно, игровая и учебная деятельности. Поэтому в организации учебной деятельности детей нами использованы элементы занимательности и игры.

Успех в работе по изучению правил техники безопасности детьми, прежде всего, зависит от понимания ими необходимости в получении знаний такого рода и от осознания ими конечного результата учения.

Приведем пример фрагмента урока в первом классе, на котором мы старались учитывать данные условия.

- Дети! Сегодня мы начнем изучение правил техники безопасности. Вы приготовили инструменты, которые понадобятся вам на уроке. Со всеми этими инструментами нужно научиться правильно работать. Поэтому, сначала вы должны изучить правили техники безопасности при работе с каждым инструментом. Эти правила знают наизусть все взрослые и строго следуют им, работая на любом предприятии, или у себя на даче, дома. Незнание этих простых правил зачастую приводит к тяжелым несчастным случаям.

- Вы уже познакомились с правилами построения наглядных моделей, знаете правила сохранения порядка на рабочем месте и умеете строить модель «Твое рабочее место». Вы знаете так же, что прежде чем начать любую работу, нужно ее спланировать. Вот сегодня мы построим план изучения правил по технике безопасности при работе с инструментами.

- Но…Вы еще не умеете читать, а все правила записаны на таблицах, как же вы узнаете о них? Верно, эти правила буду читать вам я сама, постарайтесь запомнить их и следовать им в процессе работы. Это первая ступенька в изучении правил, давайте придумаем ей название. Хорошо, назовем ее «Ступенькой Незнайки». Пока вы стоите на ней я буду постоянно помогать вам, напоминать в течении урока эти правила.

Когда вы научитесь читать, мы будем вместе читать нужные к уроку правила, но это процесс длительный, т. к. читать вы будете пока медленно, а такая работа занимает много времени на уроке. Этот период изучения правил будет второй ступенькой. Назовем ее «Трудной ступенькой». Как вы думаете, как я узнаю, что нужно переходить на следующую ступеньку изучения правил?

- Правильно, я почувствую, что вы читаете эти правила быстро и не стану мешать вам своим чтением. Это будет третья ступенька. Назовем ее «Быстрая ступенька».

- Предложите мне прием изучения правил которым мы будем пользоваться на следующей, четвертой ступеньке, когда вам нужна будет помощь только для того чтобы вспомнить правило. (Дети предлагают несколько вариантов).

- Давайте договоримся, что я буду читать только начало правила, а вы закончите его не глядя на таблицу. Назовем эту ступеньку «Запоминайка».

- На последнем этапе вы будете наизусть знать все правила, выполнять их автоматически, т. е. не вспоминая каждое правило. Как можно назвать эту ступеньку? Эту ступеньку мы назовем «Ступенькой успеха». Давайте условимся, что решать о переходе с одной ступеньки на новую ступеньку будем все вместе. У нас, учителей, тоже есть правила, по которым мы обучаем вас. Одно из них предписывает, что после изучения какого-либо материала необходимо провести оценку знаний учащихся.

- Я предлагаю на выбор несколько способов оценки знаний правил техники безопасности, а вы выберите наиболее удобный для вас:

- устный опрос учителем каждого ученика;

- диктант по опорным сигналам (по одному из правил);

- пересказ правил своему товарищу.

(Дети выбирают один из вариантов).

Договорились, когда вы выучите все правила, вы расскажите их в удобное для вас время соседу по парте, а он оценит ваш ответ.

Таким образом, был построен план работы и оговорены все условия его

реализации. В дальнейшем задача учителя сводится к контролю и оценке от-дельных этапов деятельности детей. Но предлагаемая методика может быть и неэффективной, если учитель не будет стимулировать деятельность детей. Ю. К. Бабанский [1] разработал методы стимулирования, к которым отнес: создание ситуаций занимательности, познавательные игры, дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, предъявление требований, поощрения.

В работе мы использовали правила техники безопасности, изложенные в пособии для учащихся педучилищ Я. А. Рожнева [4]. В изучении правил техники безопасности нами использованы элементы занимательности и игры: мы отразили наглядно процесс продвижения по ступенькам к успеху, как путь веселого человечка, который умел радоваться, огорчаться, поучать и шутить. На уроках, на этапе подготовки рабочего места, веселый человечек по имени Почемучка с помощью шутки, загадки или пословицы «предупреждал» детей о возможных ошибках. На наших уроках Почемучка всегда попадал в какие-то затруднительные ситуации. Выход из этой ситуации должны были подсказать дети. Им нужно было ответить на вопрос, почему так нельзя делать? Рассуждая, доказывая правильность своих предположений, дети находили правильные решения.

Например.

- Дети! Сегодня Почемучка очень грустный. Он не может с вами делать новогоднюю гирлянду. Дело в том, что он поранил руку. Посмотрите, на модели «Твое рабочее место» я показала, как лежали ножницы на столе у Почемучки (учитель показывает на модели расположение инструмента - ножницы лежат острием к работающему) во время работы. Почему наш друг поранился?

Таким образом, правила техники безопасности ученики выполняли осо-знанно, и контроль их соблюдения проводился учителем на каждом уроке.

Поощрения за соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте могут выражаться как в устной форме, так и отметкой в журнале.

Например.

- Коля и Вера, Почемучка наблюдал за вами уже несколько уроков. Как вы красиво работаете! У вас всегда порядок на рабочем месте, инструментами вы тоже пользуетесь правильно, технику безопасности никогда не нарушаете. Он просит поставить вам на стол вот такую игрушку (небольшой сувенир) за соблюдение правил техники безопасности.

По окончании обучения детей по нашей методике был проведен кон-трольный срез знаний у детей первого класса и третьего класса. Результаты математической обработки показали, что в первом классе 83% учащихся осознанно называют 3-4 правила, но, в силу возрастных особенностей они не могут удержать в памяти всю совокупность правил обращения с конкретным инструментом. Кроме того, дети лучше запоминают общие правила работы (организация рабочего места) или правила работы с ножницами, иглой, т. к. им чаще приходиться пользоваться ими. Отмечено также, что дети не называют правила в установленном учителем порядке, т. к. не могут установить логическую связь между отдельными правилами. Преодолеть эти трудности нам помогли веселые картинки, которые мы поместили в текст перед началом каждого правила. Дети быстрее запоминали правила, а во втором классе многие называли их, пользуясь нарисованными картинками, а не текстом, записанным естественным языком.

В третьем классе к концу третьей четверти мы проверили уровень усвоенного материала, и оказалось, что 89% учащихся знали правила техники безопасности и допускали лишь случайные ошибки. Вместе с детьми мы сделали журнал оценок по технике безопасности (половина листа ватмана, в каждом классе выбрали по 5 бригадиров, которые проводили опрос и выставляли отметки. Бригадирам были даны четкие инструкции по оцениванию ответов. Мы договорились, что бригадиры будут оценивать только те правила, которые ученики хорошо усвоили и в удобное для них время. В ходе заключительного этапа обучения мы отметили, что у учащихся изменилось отношении к изучению, казалось бы, такого скучного материала. Каждый ученик, обучающийся в наших классах, «втянулся» в никем не объявленное соревнование - кто быстрее и больше выучит правил. В то время, когда ученик сдавал правила, оба - и сам ученик и бригадир чувствовали, что они являются участниками важного дела и относились к нему очень серьезно.

Описанные приемы обучения правилам техники безопасности учащиеся начальных классов далеко не единственный пример. Каждый, творчески работающий учитель, вправе выбирать и изобретать свои приемы и методы в этой работе. Главное - не навредить ребенку!

Литература.

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. (Методические основы). М. : Просвещение, 1982.

2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Ред. А. Н Леонтьев, А. В. Запорожец. М., 1948.

3. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.

4. Рожнев Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. М., 1988.

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования // В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. [Электронный ресурс]. https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf

6. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном воз-расте. //Психологическая наука и образование. 1996. № 4.

7. Эльконин Д. Б, Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. М. : Просвещение, 1966.

Публикации по теме:

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения «Азбука безопасности» для учащихся 11–13 лет «Азбука безопасности» Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения. Воспитанники 11-13 лет. Воспитатель: Пасько О. Ю..

Дидактические игры на уроках письма и развития речи для учащихся коррекционных школ VIII вида 2–4 классов Дидактические игры на уроках письма и развития речи для учащихся коррекционных школ VIII вида 2 – 4 классов. Составила: учитель начальных.

Игровые приёмы обучения дошкольников правилам дорожной безопасности Маленькому исследователю мир кажется огромным. Каждый день малыш открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами,.

Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить» МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Учитель начальных классов: Маннанова Лариса Михайловна Классный час. Тема: «Жить – с книгою.

Музыкальная сказка «Дюймовочка» для учащихся начальных классов по мотивам сказки Г. Х. Андерсена Играют дети (9-10 лет) Ведущие: мальчик и две девочки Тётушка Дюймовочка Жаба Сын Жабы Ласточка Жук Рок- группа из жуков (3-4 чел.) Мышь.

Конспект урока «Шрифтовая композиция». Для учащихся начальных классов ТЕМА УРОКА: «Шрифтовая композиция». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться Компоновать текст на листе Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: овладение навыками композиции.

Социализация учащихся старших классов детского дома-школы на уроках литературы Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – основная задача педаго-гического коллектива образовательных учреждений для детей-сирот.

Тема: Объёмная аппликация из салфеток «Одуванчик», для учащихся начальных классовТема: Объёмная аппликация из салфеток «Одуванчик», для учащихся начальных классов ель: создание условий для знакомства с новым видом объемной аппликации из салфеток. Задачи урока: 1. Способствовать изучению технологии.

Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов. В настоящее время актуальным становиться обучение, связанное.

Сценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классовСценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на викторину по правилам дорожного движения в начальную школу! 1. Как чаще всего называют водителя?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы обучения правилам техники безопасности учащихся начальных классов на уроках технологии
Опубликовано: 5 сентября 2019 в 16:16
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД