Папки-передвижки

Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков

Елена Нестерова
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие «звуковая культура речи» включает произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция, элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп, связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры : речевой слух и речевое дыхание. Они являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Публикация «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» размещена в разделах

Воспитание звуковой культуры речи это не только формирование правильного произношения звуков. Оно является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В тоже время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимаются пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух («отгадай, что шумит» (погремушка или барабан);

- слуховое внимание («отгадай, где шумит»);

- восприятие темпа и ритма речи.

Формировать произносительную сторону речи :

- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием;

- вырабатывать умение пользоваться голосом, в соответствии с условиями общения;

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее;

- воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

• на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;

• различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;

• отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

• дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?»)

- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

-дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей :

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- совместная речь ребенка и воспитателя;

- оценка ответа или действия и исправления;

- физкультурная пауза.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, использовать фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с учителем - логопедом, врачами.

В работе с детьми раннего возраста и 1-й младшей группы широко используются звукоподражания (ту-ту, гав – гав, би – би, но – но, мяу – мяу)

Для детей 2-й младшей и средней групп воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Формирование его должно быть закончено в детском саду, а совершенствование остальных разделов звуковой культуры речи будет продолжаться и в школе. В то же время работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.

Воспитание правильного звукопроизношения осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом мы формируем не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и слухопроизносительные возможности ребенка, т. е. те связи слухового и артикуляционного контроля, без которых невозможно правильное произношение звуков.

Если дети 3 лет еще недостаточно хорошо произносят звуки ц, ш, ж, ч, щ, р, л, не следует начинать их отрабатывать, так как это может привести к закреплению их неправильного произношения. Совершенствование речевого слуха и произносительных возможностей будет способствовать появлению этих звуков в речи ребенка и правильному их произношению.

Воспитание правильного произношения звуков включает в себя :

• подготовительные упражнения, т. е. подготовку артикуляционного

аппарата к воспроизведению заданного звука;

• уточнение артикуляции звука (изолированное произнесение звука);

правильное произношение звука в слогах и словах;

правильное произношение звука в предложениях, связной речи;

• дифференциация звуков (ш - ж; ч - щ; р - л; с - з; л –в)

В работе по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков используется ряд педагогических приемов.

Рассказывание

Дети-дошкольники очень любят сказки, рассказы, поэтому рассказывание широко используют как прием педагогической работы, в том числе и при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. В нашем случае удобно применять ее при подготовке артикуляционного аппарата к произнесению звуков, а также на уровне автоматизации звука в связной речи.

Договаривание

Договаривание – как прием педагогической работы очень эффективен при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. Его можно использовать на всех этапах работы над звуком.

Так, при закреплении изолированного звука можно использовать такие задания:

при уточнении артикуляции звука Л.

Инструкция: я буду читать стихотворение, а вы договаривать последний звук.

Король Луи на троне Сиде…Л,

То дремал, то зевал, то в окошко гляде…Л.

А рядом с ним принцесса скуча…ЛА

И мух на окошке от скуки счита…ЛА.

Вдруг в тронный зал без стука воше…Л

Толстый и важный заморский посо…Л.

Он в низком поклоне у трона засты…Л,

А король его вежливо очень спроси… Л:

Откуда Вы прибыли, милый посо…Л?

Просим Вас с нами садиться за сто…Л.

Посол согласился, за стол быстро се…Л,

Пятнадцать пирожных сразу он съе…Л,

Потом семь мороженых он проглоти…Л

И Кока-колой все это запи…Л.

Рук не помыл, пальцы все облиза…Л,

Ушел – до свидания не сказа…Л,

Скатерть испачкал, на пол насори…Л.

И непонятно, зачем приходи…Л.

Часто используется договаривание предложений, подстановка подходящих по смыслу слов. В словах содержится звук, над которым дети работают на данном занятии.

Испугался кот собак, задом пятится как… (рак).

Береги нос в сильный… (мороз).

Чик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).

Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и… (карандаш).

Далеко от земли, ушли в море… (корабли).

В день рождения Петрушке купили новые… (игрушки).

Иногда из ручейка растекается… (река).

Звукоподражание

Данный прием можно использовать в разных возрастных группах, меняться будет только задание. В 1 младшей группе мы только знакомим детей со звуками, издаваемыми животными.

Во 2 младшей группе работа усложняется и используются более сложные звукоподражания. Например:

Рассказ «Кто как кричит?» (при формировании правильного произношения звука К)

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Ребята, ездил кто – то из вас в деревню к бабушке? Давайте представим, что мы с вами вышли гулять во двор у бабушки в деревне, а навстречу идет курица (достает игрушку, ставит на стол) и кричит: «Ко-ко-ко.» Как она кричит повторите? («Ко-ко-ко».) Идем мы дальше, а курица кудахчет: «Куд-куда». Как она кудахчет? («Куд-куда».) «В лес!»,— ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух (достает петуха) и кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Как петух кричит? («Ку-ка-ре-ку!») Пошли дальше по дороге, мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнухов зерна клюют (достает воробья). Прогнали их дети. Кыш – кыш. Как вы их прогнали? («Кыш-кыш».) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать ягоды, вдруг слышим, кукушка кукует (достает кукушку) : «Ку-ку». Как кукушка кукует? («Ку-ку.».) Набрали ягод, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают (достает лягушку) : «Ква-ква». Как лягушки квакают? («Ква-ква».) Погуляли по лесу и вернулись домой».

Затем воспитатель спрашивает детей, кого они видели и кто как кричал.

Необходимо следить, чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук К четко и отвечали на вопросы полным ответом. В старшем возрасте дети способны сами воспроизводить распространенные звукоподражания.

Заучивание

Заучивание стихотворений, чистоговорок и скороговорок используется на последнем этапе работы со звуком. Это наиболее сложный этап для детей, так как требует от них значительных усилий. Ребенок уже должен владеть четкой артикуляцией звука, уметь различать артикуляторно (по губам) или акустически (на слух) схожие звуки.

Игра

Это наиболее распространенный прием работы с детьми дошкольного возраста. Использовать можно любой вид игры: дидактическую, сюжетно-ролевую, подвижную.

Например, при работе со звуком Ш, можно использовать следующие игры:

• Игра "Лес шумит".

Описание. Вспомните с ребенком, как вы ходили летом в лес или в парк и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: "шшш…". Предложите ребенку поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: "шшш…"

• Игра "Шар лопнул", похожа на «Надувайся пузырь»

Описание. Ребенок с логопедом становятся друг напротив друга, берутся за руки и, расходясь в стороны, как бы надувают шар. По хлопку шар лопается, ребенок приседает, опуская руки и произнося звук ш.

• Игра "Угадай, что в руке".

Цель: упражнять ребенка в правильном произношении звука ш в словах. (Ребенок должен произнести звук ш более длительно, чем остальные звуки в слове.)

Подготовительная работа. Подберите игрушки, предметы, в названии которых звук ш находится в разных частях слова, например: машина, мишка, петушок, матрешка, лошадь, шарик, кошка, шапка, карандаш и т. п. Часть предметов, игрушек заранее разложите на видных местах в групповой комнате.

Описание. Расставьте на столе предметы. Ребенок должен рассмотреть и назвать каждый. Затем уберите предметы и сзади в руку ребенку давайте один из убранных предметов. Ребенок должен на ощупь определить предмет и назвать его.

После игры попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг себя и назвать предметы, в названии которых есть звук ш.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М]Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М] Занятие кружка "АБВГДЕЙКА". Буква М и звук [М]1. В программе "Буквария" познакомились с буквой и звуком М. Гном рассказал, как буква М.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков
Опубликовано: 13 октября 2021 в 08:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» (включая файлы) размещена пользователем Елена Нестерова (УИ 383147) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД