Ирина Владимировна Буторина
Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Монологическая речь. Рассказывание.
Методы и приемы- совместное рассказывание (взрослый начинает, ребенок заканчивает,
- драматизация сюжетов,
-образец рассказа,
-анализ образца,
-план рассказа,
-совместное обсуждение плана,
-коллективное составление рассказа,
-составление рассказа
подгруппами – командами,
-составление рассказов по частям,
-вспомогательные вопросы,
-указания,
Публикация «Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
-исправление ошибок,
-подсказ нужных слов,
-прослушивание аудиозаписи своих рассказов,
-мотивационные установки (игровые и социальные мотивы,
-моделирование,
-оценка рассказа.
Монологическая речь. Пересказ
Методы и приемы. -вопросы,
-совместный со взрослым пересказ (договаривание слов,
-драматизация сюжета,
-беседа по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций,
-составление плана пересказа,
-использование пространственной модели,
-этюды на выразительность диалога,
-подсказка,
-пересказ от лица главного героя,
-пересказ по частям, по цепочке,
-оценка детьми,
-оценка пересказанного текста.
Монологическая речь. Рассказывание по игрушкам:
- описание внешнего вида, - рассказ-повествование о приключениях
Методы и приемы. -рассматривание игрушки,
-вопросы,
-совместное составление рассказа (воспитатель начинает – ребенок продолжает,
-рассказ воспитателя для детей,
-драматизация,
-лексические упражнения (подбор сравнений, определений)
-план рассказа,
-упражнение «Скажи по образцу»,
-подсказ слова,
-моделирование рассказа,
дидактические игры на описание,
-описательные загадки.
Монологическая речь.
Рассказывание по картине:
- описание предметных картин,
-описание сюжетной картины,
-рассказ по последовательной сюжетной серии картин,
-повествовательный рассказ по сюжетной картине (ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду,
-описание пейзажной картины и натюрморта.
Методы и приемы. -рассматривание-беседа по содержанию картины,
-вопросы (сначала – на выделение центрального образа, затем – другие объекты, их качества,
-пояснения,
-игровые приемы (поставить себя на место персонажа в картине, игра «Кто больше увидит»,
-беседа по картине,
-рассматривание по частям (сначала – главное, затем – детали,
-придумывание названия картины,
-образец рассказа,
-план описания картины, обсуждение последовательности повествования,
-коллективное рассказывание,
-творческие задания (составление и разгадывание загадок,
-музыкальное сопровождение.
Монологическая речь. Рассказывание из опыта
(индивидуального и коллективного).
Методы и приемы.
- вспомогательные вопросы,
-образец рассказа воспитателя,
-рассказывание по плану,
-анализ и оценка детских рассказов,
-совместный рассказ воспитателя и ребенка,
-коллективное рассказывание,
-рассказывание по цепочке,
-зарисовка и рассказывание по рисунку,
-составление письма (заболевшему товарищу).
Монологическая речь. Творческое рассказывание.
Методы и приемы.
-рассказывание детьми вместе с воспитателем по вопросам,
-придумывание детьми продолжения и завершения авторского текста,
вспомогательные вопросы,
-план в виде вопросов,
-рассказывание по сюжету, предложенному воспитателем,
-придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему,
-введение элементов фантастики в реалистические сюжеты,
-анализ схемы построения сказочного повествования,
-лексические упражнения («Как можно сказать про весну» и т. п. ,
-игры – рифмовки,
-сочинение загадок,
-составление книжек – самоделок.
Монологическая речь. Связные высказывания – рассуждения.
Методы и приемы.
-создание проблемных ситуаций и их объяснение с использованием слов «потому что», «поэтому»,
-игры типа «Разложи и объясни» (серия картинок,
-игры – небылицы в картинках с объяснением,
-игра «Четвертый лишний»,
-отгадывание загадок с опорой на картинку,
-беседа по содержанию художественных произведений с обсуждением поступков героев и их мотивов,
речевые логические задачи,
-объяснение пословиц, отгадывание загадок,
-составление высказываний – рассуждений на предложенную тему («Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?»)
-использование алгоритмов и моделей.