МААМ-картинки

Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Ирина Владимировна Буторина
Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Монологическая речь. Рассказывание.

Методы и приемы- совместное рассказывание (взрослый начинает, ребенок заканчивает,

- драматизация сюжетов,

-образец рассказа,

-анализ образца,

-план рассказа,

-совместное обсуждение плана,

-коллективное составление рассказа,

-составление рассказа

подгруппами – командами,

-составление рассказов по частям,

-вспомогательные вопросы,

-указания,

Публикация «Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

-исправление ошибок,

-подсказ нужных слов,

-прослушивание аудиозаписи своих рассказов,

-мотивационные установки (игровые и социальные мотивы,

-моделирование,

-оценка рассказа.

Монологическая речь. Пересказ

Методы и приемы. -вопросы,

-совместный со взрослым пересказ (договаривание слов,

-драматизация сюжета,

-беседа по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций,

-составление плана пересказа,

-использование пространственной модели,

-этюды на выразительность диалога,

-подсказка,

-пересказ от лица главного героя,

-пересказ по частям, по цепочке,

-оценка детьми,

-оценка пересказанного текста.

Монологическая речь. Рассказывание по игрушкам:

- описание внешнего вида, - рассказ-повествование о приключениях

Методы и приемы. -рассматривание игрушки,

-вопросы,

-совместное составление рассказа (воспитатель начинает – ребенок продолжает,

-рассказ воспитателя для детей,

-драматизация,

-лексические упражнения (подбор сравнений, определений)

-план рассказа,

-упражнение «Скажи по образцу»,

-подсказ слова,

-моделирование рассказа,

дидактические игры на описание,

-описательные загадки.

Монологическая речь.

Рассказывание по картине:

- описание предметных картин,

-описание сюжетной картины,

-рассказ по последовательной сюжетной серии картин,

-повествовательный рассказ по сюжетной картине (ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду,

-описание пейзажной картины и натюрморта.

Методы и приемы. -рассматривание-беседа по содержанию картины,

-вопросы (сначала – на выделение центрального образа, затем – другие объекты, их качества,

-пояснения,

-игровые приемы (поставить себя на место персонажа в картине, игра «Кто больше увидит»,

-беседа по картине,

-рассматривание по частям (сначала – главное, затем – детали,

-придумывание названия картины,

-образец рассказа,

-план описания картины, обсуждение последовательности повествования,

-коллективное рассказывание,

-творческие задания (составление и разгадывание загадок,

-музыкальное сопровождение.

Монологическая речь. Рассказывание из опыта

(индивидуального и коллективного).

Методы и приемы.

- вспомогательные вопросы,

-образец рассказа воспитателя,

-рассказывание по плану,

-анализ и оценка детских рассказов,

-совместный рассказ воспитателя и ребенка,

-коллективное рассказывание,

-рассказывание по цепочке,

-зарисовка и рассказывание по рисунку,

-составление письма (заболевшему товарищу).

Монологическая речь. Творческое рассказывание.

Методы и приемы.

-рассказывание детьми вместе с воспитателем по вопросам,

-придумывание детьми продолжения и завершения авторского текста,

вспомогательные вопросы,

-план в виде вопросов,

-рассказывание по сюжету, предложенному воспитателем,

-придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему,

-введение элементов фантастики в реалистические сюжеты,

-анализ схемы построения сказочного повествования,

-лексические упражнения («Как можно сказать про весну» и т. п. ,

-игры – рифмовки,

-сочинение загадок,

-составление книжек – самоделок.

Монологическая речь. Связные высказывания – рассуждения.

Методы и приемы.

-создание проблемных ситуаций и их объяснение с использованием слов «потому что», «поэтому»,

-игры типа «Разложи и объясни» (серия картинок,

-игры – небылицы в картинках с объяснением,

-игра «Четвертый лишний»,

-отгадывание загадок с опорой на картинку,

-беседа по содержанию художественных произведений с обсуждением поступков героев и их мотивов,

речевые логические задачи,

-объяснение пословиц, отгадывание загадок,

-составление высказываний – рассуждений на предложенную тему («Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?»)

-использование алгоритмов и моделей.

Публикации по теме:

Информационный буклет для родителей дошкольников С - связность, самооценка, систематичность. В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие. Я - ясность З – знание, занимательность,.

Схема для составления дошкольниками описательных рассказов.Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД "Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы". И только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 июня 2014 в 16:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД