Папки-передвижки

Организация полноценной речевой деятельности детей логопедической группы посредством реализации нетрадиционных форм

Наталья Самсонова
Организация полноценной речевой деятельности детей логопедической группы посредством реализации нетрадиционных форм

Приложение к опыту "Организация полноценной речевой деятельности детей логопедической группы посредством реализации нетрадиционных форм речевой работы"

Ситуации общения

"Почему так говорят?»

Цель: учить детей понимать значение образных выражений, находить смысловые неточности, ошибки в их использовании.

Педагог предлагает детям отгадать загадки:

Что за дерево стоит —

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

Публикация «Организация полноценной речевой деятельности детей логопедической группы посредством реализации нетрадиционных форм» размещена в разделах

Далее педагог выясняет у детей, встречалось ли им когда - ни будь такое интересное выражение: «Дрожит как осиновый лист». Предлагает вспомнить, когда так говорят, подумать и объяснить, почему так говорят: не кленовый, не березовый, а осиновый.

Педагог подводит детей к выводу : когда встречаются интересные выражения в книгах, в речи окружающих, надо постараться задуматься не только о том, что они означают, но и почему так говорят. Это нужно для того, чтобы в будущем употреблять эти выражения правильно. Педагог рассказывает детям историю Незнайки, который пошел в школу веселых человечков: «На уроке все учились составлять предложения. Быстрее всех научился Незнайка. Когда он прочитал предложения, которые сам придумал, веселые человечки долго смеялись».

Педагог предлагает детям послушать предложения, которые придумал Незнайка, и объяснить, почему все смеялись и как нужно было сказать:

1) Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели.

2) Когда Катя увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула.

3) Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!

4) Старичок с папочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.

«Кто что потерял?»

Цель: развивать речь творческие способности детей : умение изменять сюжет сказки в зависимости от изменившихся условий.

Педагог называет предметы, которые случайно обронили сказочные герои. Детям необходимо назвать, кому принадлежит предмет, из какой сказки этот герой, как бы изменился сюжет сказки, если бы сказочный герой лишился этого предмета. Например, «хрустальная туфелька», «помело», «сапоги- скороходы», «скатерть-самобранка», «перо», «золотой ключик», «говорящее зеркальце», «аленький цветочек», «стрела», «серебряное блюдечко и наливное яблочко».

«Шуточные вопросы».

Цель: активизировать речевую деятельность детей, воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.

Педагог задает шуточные вопросы, а дети дают обоснованные ответы, то есть дают ответ и объясняют, почему они так считают.

Вопросы:

1. Кем приходились тридцать три богатыря дядьке Черномору?

2. В каких родственных отношениях состояли Кощей Бессмертный и Баба Яга?

3. Сколько лет Кощею Бессмертному?

4. Какого роста был Мальчик-с-Пальчик?

5. Из какого металла был сделан стойкий оловянный солдатик?

6. Кто сидел на златом крыльце?

7. У кого длинная коса?

8. Какую должность занимал Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк»?

9. В каких климатических условиях жила Снежная королева?

10. У кого был румяный бок?

11. Сколько разбойников противостояли Али-Бабе?

12. Какую шапочку носила Красная Шапочка?

13. Из чего была сделана Снегурочка?

14. Какую обувь носил Кот в сапогах?

15. Кем приходился попу Балда?

«Хитрые вопросы».

Цель: развитие логического мышления, активизация речи.

1. Педагог задает детям «хитрые» вопросы:

Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.) Почему конь скачет? (По дороге.) У собачки Микки родились котята: три беленьких и один черненький. Сколько всего котят родилось у Микки? (У собачки не могут родиться котята.

Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Крокодилы не живут на Северном полюсе.) Какого цвета волосы у колобка? (У колобка нет волос.) Кто громче мычит: петух или корова? (Петух не мычит.)Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клеточку не бывает.) Ответы детей принимаются только с обоснованием.

2 Гимнастика для ума: педагог предлагает детям ответить, правда ли:

Любит кошка на обед Виноград и винегрет.

Отвечайте, правда ли?

Лапой хвать, зубами щелк.

Хищник — тигр, и хищник — волк.

Отвечайте, правда ли?

Закудахтал пес Барбос И в гнезде яичко снес.

Отвечайте, правда ли?

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечайте, правда ли?

Педагог предлагает детям самим придумать и задать «хитрый» вопрос. Если дети не смогут ответить на «хитрый» вопрос, то ребенок, задавший его, сам дает обоснованный ответ.

«Родственники».

1. На столе два набора предметных картинок. Ребенок достает картинку из одного набора, например, ежа.

По очереди дети вынимают из второго набора картинки и находят что-то общее с первой, то есть с ежом, по следующей схеме: «Елка — родственница ежа, потому что.» или «Клубок ниток — родственник ежа, потому что.»

2. Работа с опорным словом «Без чего не бывает?»

Детям дается опорное слово, а из трех предложенных они

должны выбрать одно, без чего, по их мнению, не может существовать опорное слово, например: хлеб — пекарь, машина, сумка; батон — продавец, мука, тесто; пекарь — человек, печь, халат.

«Клубок сказок».

Цель: воспитывать внимание, гибкость мышления, формировать умение достойно отстаивать свою точку зрения.

Педагог читает:

Сказка по лесу идет —

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот.

Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова Добрый злого Победил!

Чтобы добрый Чтобы злого Стать хорошим Убедил.

Ю. Мориц

Далее детям дается задание послушать текст и ответить на вопрос «Сколько сказок свернулось в клубок? Сосчитайте и развяжите узелок».

«Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко — не простое, а золотое. («Курочка Ряба») Положила его баба на окошко студиться. А лиса его ам — и съела («Колобок»)

Дед тянет-потянет - вытянуть не может. Баба тянет-потянет — вытянуть не может. ,»Репка») Плачет дед, плачет баба. Да слезами горю не поможешь. Дед говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!»(«Гуси-лебеди») День проходит, два проходит. Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. («Красная Шапочка») Долго ли, коротко ли шла, увидела избушку на курьих ножках, об одном окошке, вокруг себя поворачивается. («Царевна-лягушка») Она и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

— Я, Волчок — серый бочок.

— Пусти меня к себе жить.

— Дерни за веревочку, дверь и откроется! («Теремок», «Красная Шапочка».)

Вошла она в избушку: шуба драная, глаза злые, голодные. («Соломенный бычок — смоляной бочок».) Волк испугался и спрашивает:

— Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие длинные зубы?

— Это чтобы скорее съесть тебя! («Красная Шапочка».)

— Не ешь меня, я тебе песенку спою. («Колобок».)

— Я — веселый серый волк, в поросятах знаю толк! («Три поросенка»)

Тут и дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они и стали жить-поживать и добра наживать! («Гуси-лебеди».)

Далее детям предлагается тест на знание сказок. Задаются следующие вопросы:

Бабушка сшила Красной Шапочке вовсе не шапочку, а. что?

«Бабушка сшила Красной Шапочке вовсе не шапочку, а красный плащик с капюшоном для верховой езды. Ведь в том, что ходить повсюду в шапочке, нет ничего удивительного. А вот если девочка не желает расставаться с плащом для верховой езды, в котором должна бы скакать на лошади, она дает серьезный повод прозвать ее «Маленький красный плащик для верховой езды!»

Башмачок, потерянный Золушкой, был вовсе не хрустальный, а. какой?

«Башмачок, потерянный Золушкой, был вовсе не хрустальный, а кожаный. В старину обувь в европейских странах делалась либо из дерева (дешевая обувь — в ней ходили крестьяне, либо из кожи (дорогая обувь). Бальная туфелька Золушки была кожаной. Кожаную туфельку можно было надеть как на правую, так и на левую ногу. Поэтому неизвестно, с какой ноги потеряла ее красавица, убегая из дворца. Кожа, как известно, может немного растягиваться. Это и побудило сестер Золушки потребовать, чтобы им помогли натянуть туфельку на их большие ноги».

«Зубастый гребешок».

Цель: продолжать знакомство с многозначными словами; учить ориентироваться в словах, устойчивых выражениях, понимать смысл фразеологизмов.

Педагог загадывает детям загадки:

Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый.

(Гребешок)

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Гребешок)

Педагог подводит итог: отгадка у этих двух загадок одна — это гребешок, то есть то, чем расчесываются, и спрашивает: «А какой гребешок вы еще знаете? (У петуха. У горы. У волны. У крыши.) Про гребешок, которым расчесываются, говорят, что он зубастый. Покажите его зубы. У кого или чего есть зубы?» (Ответы детей.)

Педагог предлагает детям отгадать еще одну загадку:

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

(Пила)

Затем спрашивает: «А чем сено сгребают? (Граблями.) Значит, зуб есть и у ребенка, и у пилы, и у граблей. Дети, а вы слышали когда-нибудь такую поговорку: „Держать язык за зубами“? Что это значит?» (Молчать, не говорить лишнего.)

В конце можно спросить, как понимают дети выражение «Око за око, зуб за зуб», пословицу «Язык мой — враг мой».

«Лесная зверобика».

Цель: воспитывать внимание, гибкость мышления, развивать воображение.

1. Педагог приглашает детей в лес, предлагает им выбрать средство передвижения. В воображаемом лесу на зеленой полянке дети располагаются кругом (или полукругом). Взрослый читает текст, дети ему помогают и выполняют соответствующие движения.

Добрый лес, старый лес! Полон сказочных чудес!

А веселые зайчата — Длинноухие ребята —

Мы идем гулять сейчас И зовем с собою вас!

Прыг да скок, прыг да скок, Через поле за лесок.

Ждут нас на лесной опушке Птички, бабочки, зверушки, Паучок на паутинке И кузнечик на травинке. Шел по лесу серый волк, Серый волк зубами щелк!

Он крадется за кустами, Грозно щелкает зубами. Мышка, мышка,

Серое пальтишко.

Дети имитируют ходьбу.

Прыгают как зайчики.

Изображают любую зверушку, насекомого или птичку.

Изображают, как крадется волк.

Подражают мышке, которая несет в норку зернышко.

Мышка тихо идет,

В норку зернышко несет! Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, По болоту скок-скок-скок, Под мосток и молчок.

А за мышкой шел медведь, Да как начал он реветь:

— У-у! У-у-у.

Я вразвалочку иду!

Птички в гнездышках

проснулись, Улыбнулись, встрепенулись:

— Чик-чирик, всем привет, Мы летим выше всех!

2. Совместная творческая деятельность : изготовление моноколлажа «В лесу».

Цель: учить детей согласовывать свои действия со сверстниками, воспитывать интерес к совместной деятельности, желание помогать товарищу.

Пособия: иллюстрация лесного пейзажа на плотной основе, старые книги, журналы, предметные картинки, клей, ножницы, фломастеры.

«Если бы, да кабы.»

Цель: учить детей строить логически завершенное высказывание, перевоплощаться, вставать на место другого, видеть ситуацию его глазами.

1. Взрослый предлагает детям закончить начатое им предложение. Оно строится по схеме «Если бы я был (а) кем-то (чем-то, то я бы., потому что (чтобы)

Например: «Если бы я был фруктом, то зеленым и невкусным мандарином, чтобы меня никто не съел».

Варианты:

— Если бы я был (а) кузнечиком, то., что.

Если бы я был (а) музыкой, то я бы., чтобы…

На столе разложены предметные картинки (изображением вниз). Согласно очередности ребенок берет любую картинку, открывает ее и, как бы перевоплотившись в предмет или объект, изображенный на картинке, рассказывает о себе по схеме «Если бы я был (а) кем-то (чем-то, то я бы., потому что (чтобы)

Послушай и нарисуй».

Цель: учить детей свободно общаться в процессе выполнения совместного рисунка.

Материалы: бумага, фломастеры.

Педагог называет слово, например «ручка», имеющее несколько значений. Детям объясняется, что они должны нарисовать это слово во всем его многообразии. В ходе работы дети должны иметь возможность комментировать свои рисунки, свободно переговариваться.

Аналогично проводится рисование предметов со словом «ножка» (на другом листе бумаги).

Итог работы по каждому слову проводится в форме беседы- диалога (поощряются инициативные высказывания детей).

«Размытое письмо».

Цель: воспитывать желание активно участвовать в совместной речевой деятельности, упражнять в составлении распространенных предложений.

Педагог сообщает детям, что к ним пришел медвежонок Мишутка за помощью. Дети, желающие помочь медвежонку, рассаживаются вокруг стола.

Взрослый говорит: «Медвежонок получил письмо от брата. Начал читать и увидел, что дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот оно: „Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. ' Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что. Я долго блуждал по лесу и. Выйдя на поляну, я попал. Я попал в яму, потому что. Там было так глубоко, что. Если бы у меня была лестница, то. Я так долго ревел в яме, что. Пришли охотники и. Теперь я живу в. У нас есть площадка для. На площадке для молодняка много. Мы играем с. За нами ухаживают. Они нас любят, потому что. Скоро к нам придет дрессировщик из. Надеюсь попасть в. Как здорово уметь. Жди следующего письма из. До свидания, Топтыгин“».

Читая письмо, педагог интонацией побуждает детей дополнять предложение, а сам дописывает «размытые» слова.

Медвежонок благодарит детей за помощь, берет «восстановленное» письмо, но не уходит, а грустный сидит за столом. Педагог спрашивает Мишутку, чем дети еще ему могут помочь. Медвежонок шепчет свою просьбу взрослому на ушко, которую тот озвучивает: «Дети, Мишутка очень переживает за своего братца, ведь он никогда не был в зоопарке. Он не знает, кто там и как живет, как выглядят жилища обитателей зоопарка, чем они питаются. Давайте расскажем нашему гостю о зоопарке».

Дети по очереди рассказывают о своем посещении зоопарка, о том, что интересного они там увидели.

«Сочиняем рифмовки».

Цель: активизировать речевую деятельность детей, развивать их «лингвистические способности», упражнять в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).

Материал: предметные картинки (ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, щенки, синички).

1. Педагог читает детям английскую народную песенку в переводе С. Я. Маршака.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок,

Даю вам честное слово!

Педагог. Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят рукавички? Мы с вами вместе тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, я буду показывать картинки-подсказки.

Даем вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видали двух

сорок

Без. (ботинок) и. (чулок).

И щенков без. (носков,

И синичек

Без. (тапочек) и. (рукавичек).

Без. (ботинок) и. (чулок)

Повстречали мы. (сорок).

Без носков. (щенков,

Без тапочек и рукавичек. (синичек).

Веселые шутки у нас получились!

2. На столе разложены предметные картинки (вниз изображением). Кто-нибудь из детей берет любую картинку, переворачивает ее, и все дети вместе придумывают к слову картинке рифму.

«Загадки с рифмами».

Цель: учить детей отгадывать загадки, подбирая рифмованное слово-разгадку, самостоятельно рифмовать слова.

Педагог читает детям загадки, дети их отгадывают, определяют, с каким словом в загадке рифмуется слово-разгадка. Придумывают словам-разгадкам свою рифму.

Кто там песенки поет Мохнатый, ох, большой,

И орешки все грызет, В берлоге он зимой,

С ели на сосну летает, Летом ягоды жует,

Хвост пушистый Дикий мед у пчел берет.

лишь мелькает? Грозно может зареветь

Разгрызет скорлупку мелко Косолапый зверь. (медведь).

И орех проглотит. (белка).

По снегу петляла — Безобидный и незлючий,

Следы заметала, Лишь от страха он колючий.

И скрылась плутовка Не пугай его, не трожь,

в чащобе лесной. И колоть не будет. (еж).

Охотник угнаться

не смог за. (лисой).

Несет любое зернышко

В нору, в свою кубышку.

Зимой, когда нет солнышка,

Зерно прокормит. (мышку).

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я. (капуста!

И при пасмурной погоде

Светит солнце в огороде.

В деревнях растет и в селах

Чудо-солнышко. (подсолнух).

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а. (лук).

Встанет на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?.

(Петушок)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее. (лиса).

Панцирь каменный —

Рубаха,

А в рубахе. (черепаха).

Возле леса на опушке, Украшая темный бор,

Хорошо ли вас греют колечки?

«Ме-ме-ме-ме», — отвечают (овечки).

Кругла да гладка,

Откусишь — сладка.

Засела крепко На грядке. (репка).

Мы ее на масле жарим, Тушим и «в мундире» варим. Подрасту когда немножко, Буду сам копать.

(картошку).

От порога до порога Приведет нас всех. (дорога).

Летом и в болоте Вы ее найдете.

Зеленая квакушка —

Кто это?.

(Лягушка)

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

Но все же называются они Морские. (свинки).

Верещунья, белобока,

А зовут ее. (сорока).

Я в красной шапочке расту Среди корней осинок.

Меня узнаешь за версту, Зовусь я. (подосиновик).

На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его. (скворец).

Вырос пестрый,

как Петрушка,

Ядовитый. (мухомор).

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица. (грач).

«Как люди отдыхают».

Цель: учить детей рассуждать, делать предположения, достойно отстаивать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению окружающих.

1. Педагог проводит экспресс-опрос среди детей по теме «Что такое отдых?»

Вопросы для обсуждения: «Что такое отдых?»; «Для чего человеку нужен отдых?»; «Что такое „отпуск“ и «каникулы»?

2. Вместе с детьми рассматриваются ситуации: «Как отдыхает человек (взрослый и ребенок) в течение дня, суток?»; «Почему мы субботу и воскресенье называем днями отдыха?»; «Зачем школьникам нужны каникулы?»; «Что делают взрослые во время отпуска?»; «Какие места отдыха есть в городе?»; «Как можно отдохнуть на природе?»

Публикации по теме:

Игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС Аннотация В данной методической рекомендации предлагаются игры по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, которые можно.

Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников посредством развивающей функции проектной деятельности (перспективный план по годовой задаче) На 2015-2016 учебный год в нашей группе запланирована работа над долгосрочным проектом «Развитие.

Игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Совместное занятие взрослого и детей по развитию художественно-речевой деятельности посредством театрализации Мастер – класс Совместная деятельность взрослого и детей по развитию художественно-речевой деятельности через театрализацию сказки воспитатель.

Организация деятельности по формированию коммуникативно-речевой активности детей в течение дня в средней группе .

Организация полноценной речевой деятельности в детском саду с помощью предметно-развивающей среды Слайд 1. Тема сегодняшнего моего выступления «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду, посредством обогащения развивающей.

Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС (фотоотчёт)Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС (фотоотчёт) Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями, является организация семейного клуба. Данная форма интересна тем, что создает.

Проект «Речевой центр как средство развития самостоятельной речевой деятельности детей» Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Важнейшим условием совершенствования речевой.

Развитие коммуникативно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста посредством игр, упражнений, занятий Речь- важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Семинар-практикум для воспитателей «Активизация познавательно-речевой деятельности посредством игровых технологий» Семинар - практикум для воспитателей "Активизация познавательно-речевой деятельности посредством игровых технологий". Полноценная речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация полноценной речевой деятельности детей логопедической группы посредством реализации нетрадиционных форм
Опубликовано: 24 января 2016 в 19:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД