марина ермакова
Применение артикуляционной гимнастики в работе с детьми младшего возраста (по методике Т. А. Куликовской)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Публикация «Применение артикуляционной гимнастики в работе с детьми младшего возраста (по методике Т, А, Куликовской)» размещена в разделах
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше с ребенком начать заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появятся звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Основная часть
В нашей группе артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 2 – 3 упражнения в день, затем каждый день прибавляем по одному
новому упражнению. В дальнейшем рекомендуется проводить гимнастику по одному комплексу артикуляционных упражнений за одно занятие. Общая продолжительность выполнения составляет 7-10 минут. Упражнения сопровождаются рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а дети повторяют вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми.
Во время проведения занятий дети находятся в сидячем положении. Это позволяет им выпрямить спину и расслабить мышцы ног, полностью сосредоточившись на артикуляционных органах. Дети четко видят мимику и артикуляцию взрослого. Все упражнения преподносятся детям в игровой форме, с применением картинок.
ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ
1. Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин – Язычок. Он удобно в доме лёг. Широко открывать рот
2. В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться. Надувать и втягивать щеки.
3. Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя В домике подвижная. Вращать нижней челюстью.
4. Потолок вверху, внутри, Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться. Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу
5. Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно. Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.
6. Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться. Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».
7. Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет.
Сказка первая домашняя
1. Язык в ротике живет. Никогда не устает. Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта
2. Очень любит чистоту В домике своем - во рту. Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.
3. Двери шире открывает: Воздух свежий он впускает. Открывать и закрывать рот.
4. И пока он убирает Домик свой не запирает. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек
5. А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок. Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперёд-назад.
6. Время даром не теряет: Губы-двери вытирает. Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта.
7. Моет двери он вторые - Наши зубы. Ротик шире. Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.
8. Чистит стены. Это щеки. Взял щетинистые щетки. Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их.
9. Вот теперь он все убрал, На лошадке поскакал. Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.
Сказка вторая прогулочная
1. Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы
2. Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам. Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта
3. Смотрит, как расческа-зубы Нам причесывает губы. Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними — по нижней, массируя ее.
4. Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке. Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы.
5. А теперь наоборот: Губки тянутся вперед. Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед
6. Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом. Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек.
7. На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался. Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать
8. То иголка, то лопата Язычки у вас, ребята. Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка» - язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата» - язык расслаблен и лежит на нижней губе
9. Надоели превращенья: Лижет Язычок варенье. Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать
10. Любит он покушать сладко. После скачет, как лошадка. Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку
Сказка третья зоологическая
1. В зоопарк пойдем теперь. Открываем шире дверь. Открывать широко рот и закрывать его. Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он. Тянуть губы вперед «хоботком». Если очень захотеть, Можно хоботом вертеть. Вращать вытянутыми губами по кругу.
2. Улыбнулись нам подружки – Большеротые лягушки. Широко улыбаться, растягивая губы. Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею. Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу. Зебры - резвые лошадки – Бойко скачут по площадке. Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку.
3. Потянула зебра ножку, Постояла так немножко. Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и, удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку. А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской. Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.
4. Посмотри: хамелеон Хвост закручивает он. Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами. Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой. Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка. Спину выгнула дугой. Язычок, скорей домой! Спрятать язык. Закрыть рот.
Заключение
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Таким образом, чем раньше начать развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для логопедов, воспитателей, а так же родителей. Весь материал изложен в стихотворной форме, что является в младшем дошкольном возрасте, наиболее благоприятным восприятия, и вызывает наибольший интерес у детей.
Наши воспитанники с удовольствием и большим желанием выполняют артикуляционную гимнастику, с интересом ждут, какая сегодня для них будет сказка. У многих детей есть любимые стихи и артикуляционные упражнения, и эти упражнения они выполняют с особым старанием.
Список рекомендованной литературы:
1. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ.
2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.
3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989.
4. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.
6. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Астрель, 2007.
7. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.
8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.
9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.