Применение графических моделей в экологическом воспитании старших дошкольников

Грибова Ирина
Применение графических моделей в экологическом воспитании старших дошкольников

Применение графических моделей в экологическом воспитании старших дошкольников

В своей педагогической практике я применяю технологию графических моделей в экологическом воспитании старших дошкольников, разработанная и рекомендуемая к применению Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шиленок, Т. А. Марковой, Т. А. Виноградовой – авторами программы экологического воспитания дошкольников «Мы».

Данная технология может использоваться в старшем дошкольном возрасте как на этапе формирования экологических понятий, так и на этапе обобщения и систематизации знаний.

Цель применения данной технологии – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектах предметами, схематическими изображениями. Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

Графические модели передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.

В графической модели (схеме) заложена определённая информация. Овладение приёмами работы со схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на

- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

- перекодировку информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие тонкой моторики руки при частичном или полном графическом воспроизведении.

Предлагаемые формы и методы работы с использованием данной технологии:

• - последовательная демонстрация готовых графических моделей (схем) на магнитной доске в ходе рассказа педагога по теме НОД.

• - составление детьми описательного рассказа по теме НОД, активизация знаний детей по знакомым темам с опорой на графические схемы

• - совместный с детьми поиск возможных изображений и выбор наиболее удачных новых схем по предложенной педагогом теме

• - индивидуальная или подгрупповая работа детьми по закреплению экологических знаний (в форме дидактической игры)

• - применение графических моделей для создания «памяток» по различным видам деятельности (уход за растениями в уголке природы, организации дежурства, опытно- экспериментальная деятельность) и т. д.

Результаты внедрения технологии. Продуктивность и эффективность применения.

Данная технология прошла практическое применение в старших и подготовительных группах дошкольного учреждения МБДОУ № 34 Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида «Рябинка»»: одна группа детей с нарушениями речи, вторая группа детей с нарушением зрения, третья – старшая группа общеразвивающего типа. Хорошо известно, что дети с проблемами в развитии (в данном случае, речи и зрения, как правило, отстают и по показателям развития других психических функций – мышления, памяти, внимания. Имеющиеся у детей нарушения обычно ведут к тому, что для решения учебной задачи им требуется прикладывать больше усилий и времени, чем их сверстникам, не имеющих подобных проблем. К примеру, на этапе обобщения и систематизации знаний по теме «Рыбы» практически все дети из коррекционных групп справились с заданием составить рассказ «Что мы знаем о рыбах» с помощью графической модели. Достаточно легко справились с этим заданием и дети из группы общеразвивающего типа. В то же время большинство детей из всех трёх групп испытывало существенные затруднения при выполнении аналогичного задания без использования модели.

Таким образом, применение данной модели не только способствует усвоению, накоплению и обобщению экологических знаний, но и положительно влияет на проведение работы с детьми по развитию речи в группах коррекционной направленности. Проведённый мною мониторинг усвоения детьми знаний по данной теме выявил значительное улучшение показателей. Также я получила положительные отзывы об использовании данного метода от специалистов - дефектологов, работающих в этих группах учителя - логопеда и учителя – тифлопедагога.

Данный метод способствует развитию образного мышления, преобразованию абстрактных символов в информацию, предоставляет детям не готовую информацию, а способ её достижения.

Публикации по теме:

Инновационный опыт «Использование метода проекта в экологическом воспитании дошкольников» .

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников. Гагуа Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад 38».

Из опыта работы «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)В начале 2000 годов появился новый метод педагогических.

Консультация «Использование педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Октябрьского муниципального района Костромской области с. Боговарово.

Место и значение праздников и развлечений в экологическом воспитании старших дошкольников Значение праздников и развлечений в системе экологического воспитания детей трудно переоценить. Экологический досуг - эта форма организации.

Реализация регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников на примере города Усть-Каменогорск РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСК Автор статьи: воспитатель.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно.

Роль чтения художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников Доклад Составила: воспитатель: Чикина Т. В. ,пер. кв. кат 1слайд Тема: Роль чтения художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников.

ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании дошкольников. Вителева Валерия Александровна, воспитатель МКДОУ.

Взаимодействие с родителями в экологическом воспитании дошкольников (Обобщение опыта) МБДОУ №2 «БЭРЭЧЭТ» Взаимодействие с родителями в экологическом воспитании дошкольников (Обобщение опыта).

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Деревья и листья
  • Лето
Автор публикации:
Применение графических моделей в экологическом воспитании старших дошкольников
Опубликовано: 8 октября 2019 в 21:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки