Наталья Мамаева
Применение игр при ознакомлении детей логопедической группы с терминами «звук», «слово», «слоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным в обучении чтению является умение детей анализировать звуко – слоговой состав слова. Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, обучение чтению способствует более успешной автоматизации звуков в речь, дает возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности коррекционной педагогики.
Публикация «Применение игр при ознакомлении детей логопедической группы с терминами „звук“, „слово“, „слоги“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Подготовить детей к овладению анализом звуко-слогового состава слов – это, прежде всего, разъяснить им значение слов – терминов «звук», «слово» и «слоги».
Вначале целесообразно предоставить детям возможность познакомиться со значением термина «звук», как составным элементом слова. Дети слушают звуки, производимые различными предметами, а педагог обращает внимание на причину их образования (движения предметов, на возможность самим извлекать звуки, разными способами, приводя в движение предметы или их части: удар палочками о дно барабана, постукивание деревянными ложками о колено и др.
С помощью сказки «Теремок» мы проводим ознакомление детей с шестью основными гласными (А, Э, О, У, Ы, И) и одновременно наблюдаем за движением артикуляционных органов (губ, языка, голосовых связок, отчасти грудной клетки) в момент их произнесения. Каждый ребенок поет или произносит звук в зависимости от своей роли: мышка – И, лягушка – А, зайчик – Э, лисичка – О, волк – У, медведь – Ы. Игра – концерт по сказке «Теремок» подводит детей к выводу : «Звук – это то, что мы слышим и произносим».
Изучение конкретных звуков на занятиях, напоминание учителя-логопеда, какой звук дети будут слушать и произносить на данном занятии, анализ акта произнесения конкретных звуков – все это способствует уточнению понятия «звук».
Для того чтобы раскрыть значение термина «слово», мы проводим специальные занятия, цель которых познакомить детей с основными его признаками: 1) слово представляет собой звуковую совокупность; 2) слово всегда имеет определенное значение (о чем-нибудь говорит или что-нибудь означает).
Для большей наглядности вводим в занятия сказки и игры. Приведем фрагмент занятия, где была использована игра – сказка «Лесная школа».
Цель занятия: ознакомление детей со значением термина «слово».
Оборудование: книжка – ширма Н. Д. Мамина – Сибиряка «Присказка», доска, картонные кружочки синего и красного цветов (около 2 см в диаметре).
Учитель-логопед читает детям присказку, добавляя к ней творческую концовку.
«Баю-баю-баю… Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит, одно ушко у Аленушки спит, другое слушает. Баю-баю-баю…» Присказка кончается, сказка начинается. Уснула Аленушка и видит сон: будто бы она попала в лесную школу для зверят. Но там никого нет, и тогда Аленушка сама начинает играть «в школу». «Вот это доска для занятия», - догадалась девочка (учитель-логопед жестом показывает на доску, закрытую занавесом). «А что там, на доске?» - подумала Аленушка. Отодвинула занавес и увидела… (педагог открывает поверхность доски) много красных и синих кружочков. Кружочки были очень красивые, и Аленушке захотелось их потрогать. Только притронулась она к первому, как он зазвучал протяжно «а». Нажала на следующий кружок, слышит: «б», а третий кружок, будто ветерок, запел «в». Стала девочка нажимать подряд на все кружочки и слушать, как они звучат:
«ш» - шипит синий кружок, «у» - гудит красный, «ж» - жужжит синий, «о» - поет красный.
Учитель-логопед выборочно или подряд нажимает пальцем на кружки и произносит звуки алфавита. Интересно было Аленушке играть с кружочками. Она слушала, как они звучали, и даже помогала некоторым петь свою песенку. А потом задумалась: «Что же это за кружочки, на них нажимаешь, и они звучат?» «Это звуки» - довольно быстро догадываются и подсказывают дети. «Проснулась Аленушка и стала думать, для чего нужны звуки. Давайте и мы все вместе подумаем, для чего нужны звуки», - предлагает педагог. Вопрос это, как правило, вызывает интерес у детей. «Чтобы слушать, учить, читать», - высказывают они свои предположения.
Учитель-логопед делает на экране набор звукового ряда для слова «мак», сопровождая свои действия объяснением: «Ставлю три звука в ряд. Первый, синий кружок – звук М. Второй, красный – звук А. Третий, синий – К. Слушайте внимательно, как я буду произносить эти звуки подряд».
Педагог, интонируя длительность звучания двух первых звуков и акцентируя мгновенность последнего, произносит: МАК. Если дети не улавливают слово на слух, то педагог повторно произносит ряд звуков (МАК, укорачивая интервалы между ними, пока дети не поймут, что произнесено слово «мак».
Далее идет разъяснение: «Я произнесла звук М, и вы все его слышали. Но этот звук нам еще ни о чем не сказал. Звуки А и К тоже нам ничего не сказали. А когда они встали рядом и прозвучали вместе один за другим, то получилось слово. И это слово говорит нам о красивом цветке, который называется «мак». Можно набрать еще ряд кружков – звуков для слова типа «мак» и сознательно удлинять интервалы между звуками в процессе их произнесения. Но дети, сделав вместе педагогом «открытие, что из звуков получается слово, обязательно его назовут.
По общепринятой методике звуковой анализ слова производится с помощью наглядной схемы. При этом детей можно ориентировать на различное изображение звуков в виде цветных кружочков или квадратиков, точек на поверхности листа или доски.
Многие дошкольники смешивают понятия «слово» и «слоги». Для того чтобы они хорошо усвоили разницу между ними и приобрели навыки деления слов на слоги, мы проводим различные упражнения. (При общении с детьми логопед и воспитатели по общей договоренности вместо слов – терминов «слог», «слоги» употребляют «часть», «части»).
Для упражнения в делении слов на слоги и составлении слов из слогов часто применяем игры с мячом. При этом педагог может использовать фразы, играющие роль зачина: «Буду я сейчас водить, слово вслух произносить, слово нужно повторить и на части разделить».
Приводим для примера ознакомление детей со словом «самокат. «Самокат», - произносит логопед цельно, плавно, выделяя голосом ударный слог, и предлагает детям повторить. «А теперь разделим его на части, - продолжает педагог, - «са – мо – кат». Педагог произносит слово по слогам, одновременно без объяснений демонстрируя технику работы с мячом: замах вверх до уровня груди, удар об пол и ловля хватом обеих рук на каждый слог. Затем предлагает детям разделить слово на части.
Составление словесных зачинов к упражнениям, их слушание и проговаривание помогают внедрять необходимую терминологию в активную речь детей логопедической группы.
Итак, ознакомление дошкольников со словами-терминами способствует успешному овладению ими звуко-слоговым анализом слов, а в конечном итоге – грамотой.
Литература:
1. Агранович З. Е. – Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
2. Каше Г. А – Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1998.