Лучший педагог года

Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе

Наталья Гусева
Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе

По мнению Г. М. Дульнева, С. Л. Мирского уроки труда оказывают положительное влияние на умственное развитие учащихся коррекционной школы. Они разработали рекомендации по развитию, коррекции и активизации мыслительных процессов у школьников с нарушением интеллекта на уроках труда.

Обучение труду в коррекционной школе складывается из ряда последовательных этапов. Каждый этап решает как общие, так и характерные для него задачи обучения, обусловленные психофизическим развитием учащихся, ростом их трудовых и интеллектуальных возможностей.

Публикация «Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе» размещена в разделах

Сложность трудового обучения в специальной школе связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также неумением выполнять задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность умственно отсталых школьников, что особенно очевидно в младших классах. Учащиеся с нарушением интеллекта часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящие перед ними. Они испытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Практически у всех учащихся с нарушением интеллекта в той или иной степени нарушена координация движения рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий при выполнении трудовых действий.

В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, в развитии точности, ловкости, координированности движений рук. Для этого ребят обучают ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы, выбирать инструменты, необходимые для их выполнения, контролировать свою деятельность (определять правильность действий, результатов, оценивать качество готовых изделий). Значительное место в процессе трудового обучения школьников интеллектуальными проблемами должно отводится развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям.

Исправление недостатков физического развития достигается в основном педагогическими средствами. Л. С. Выготский высказал положение о том, что у всех детей, в том числе и у детей умственно отсталых, на основе обучения формируются сложные виды психической деятельности. Развитие умственно отсталого ребенка, как и нормального, совершается за счет развития высших психических функций. Основным условием, как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся, является обучение. Школьникам с интеллектуальными проблемами для получения наибольшего эффекта в их развитии необходима особая организация учебного процесса.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школы, как учебный предмет, содержит большие возможности для коррекции недостатков познавательной деятельности и двигательной сферы учащихся е интеллектуальными проблемами. В результате педагогической работы у учащихся с интеллектуальными проблемами формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности школьников при выполнении новых учебных и учебно-трудовых заданий.

Нa уроках труда решаются следующие задачи:

- сообщение элементарных технических сведений по видам труда;

- обучение доступным трудовым приемам;

- развитие самостоятельности;

- формирование организационных умений;

- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия. настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда и т. д.);

- привитие интереса к трудовой деятельности.

Наряду с этим происходит коррекция умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании таких умений, как:

- ориентировка в задании (анализ объекта и условий труда);

- предварительное планирование хода работы над изделием;

- текущий и заключительный самоконтроль (определение правильности действий и результатов, оценка качества готового изделия).

Кроме того, труд способствует развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.

Структура трудовой деятельности многообразна. Основными ее компонентами являются: общетрудовые умения, двигательные умения, работоспособность. Существенное влияние на успехи детей в выполнении трудовых заданий оказывает их работоспособность, обусловленная биологическими и социальными факторами.

Но мнению П. П. Павловой формирование компонентов трудовой деятельности у умственно отсталых школьников имеет ряд особенностей. Определить возможности и трудности школьников и сгруппировать их с целью дальнейшего обучения возможно лишь в результате комплексною и динамического исследования детей.

Наиболее информативными формами изучения являются:

- анализ данных медико-педагогической комиссии;

- беседы с врачом;

- наблюдения на уроках труда;

- анализ поделок учащихся;

- сравнение успехов в обучении по разным школьным предметам.

Основное значение для изучения школьников имеют текущие наблюдения, проводимые планомерно и систематически. Организуя фронтальную работу, учитель должен особенно внимательно наблюдать за несколькими учащимися, а затем точно и своевременно фиксировать полученные данные, отражая в записях постепенные изменения в трудовой деятельности детей, повышение их самостоятельности.

Система наблюдений на уроках включает в себя изучение особенностей учащихся в овладении общетрудовыми умениями, двигательными трудовыми приемами, изучение работоспособности учеников.

Необходимо также проследить, как дети применяют приобретенные знания и умения при изготовлении нового простого или сложного задания, насколько адекватно заданию используют приобретенный опыт.

Выделяет три группы учащихся:

1 группа - учащиеся, которые не испытывают серьезных трудностей при выполнении заданий, успешно овладевают трудом при фронтальном обучении. Они могут ориентироваться в задании и выполнять изделия, в основном совпадающие с образцом, обладают относительно высокой способностью к анализу и обобщению, отличаются более высоким темпом умственного развития и овладения двигательными приемами.

2 группа - ученики, испытывающие затруднения в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности. Эта группа наиболее разнородная и включает в себя несколько подгрупп:

- ученики, испытывающие затруднения в овладении общетрудовыми умениями.

- учащиеся, затрудняющиеся в овладении двигательными трудовыми приемами,

- учащиеся с нарушением работоспособности.

- учащиеся, у которых имеются трудности в усвоении двух сторон трудовой деятельности (например, у одних нарушена работоспособность и имеются двигательные расстройства, другие нелегко усваивают общетрудовые и двигательные умения, у третьих недостатки умственной деятельности усугубляются сниженной работоспособностью).

3 группа - ученики, испытывающие значительные затруднения в овладении общетрудовыми и двигательными умениями и имеющие нарушение работоспособности.

Специалисты Г. M. Дульнев, Б. И. Пинский и др. отмечают, что педагогически правильно организованное трудовое обучение является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся коррекционной школы.

В процессе обучения труду ученик непрерывно упражняется в запоминании и воспроизведении учебного материала, учится использовать в своей практической деятельности усвоенные знания. Во всем этом и выражается умственное развитие школьника.

Учитель на уроке не просто сообщает учащимся знания и навыки, он одновременно работает над воспитанием умственных способностей школьников, совершенствует и развивает их способности.

Следовательно, чтобы прослеживалась динамика в развитии мыслительной деятельности на уроках труда необходимо соблюдать и использовать основные принципы работы с этой категорией учащихся:

- осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику;

- предотвращать наступление утомления (чередовать умственную и практическую деятельность);

- в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность школьников, формировать необходимые навыки учебной деятельности;

- уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание всем видам деятельности школьников;

- проявлять особый педагогический такт, постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи младших школьников, развивать в них веру в собственные силы и возможности, так как у младших школьников с нарушением интеллекта в силу их характерных особенностей психофизического развития отмечается низкая готовность к обучению. У них нет стойкого интереса к занятиям, не сформировано умение преодолевать возникшие трудности, они не всегда правильно реагируют на оценку взрослого, многим свойственна робость и неуверенность.

В трудовой деятельности исключительно велика роль мыслительных процессов. Для того чтобы наметить правильный план действий, контролировать их выполнение, вносить в работу нужные изменения, необходимо использовать, анализ, синтез, обобщение и другие компоненты мышления. Учитывая, что основной формой обучения труду является урок, определим его структуру.

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Степень сложности зависит от содержания учебного материала от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащихся и специфики коллектива класса.

Как правило, уроки трудового обучения комбинированного типа, на которых решается сразу несколько дидактических задач:

- сообщаются некоторые технические сведения,

- формируются трудовые умения и навыки,

- закрепляются изученные ранее трудовые приемы,

- решаются воспитательные и коррекционные задачи.

Продумывая работу на уроке, учитель должен четко представлять, сколько времени займет каждый его этап. Причем большую часть занятия нужно посвятить практической работе учащихся.

Предлагаю рассмотреть возможный вариант структуры урока. Вариантность уроков зависит от задач, периода обучения. Отдельные этапы урока могут заменяться, переставляться в соответствии с дидактическими целями и содержанием занятия. Система вопросов, упражнений, подбор наглядных пособий должна подчиниться задачам проводимого урока.

1. Организационный момент. Это наиболее короткий по времени этап урока. На данном этапе учитель проверяет готовность учащихся и следит за правильностью расположения материалов и инструментов на партах. В ходе урока необходимо напоминать учащимся, что инструменты и материалы надо всегда класть на отведенное место.

2. Вводная беседа. Основная цель вводной беседы состоит в том, мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к выполнению задания.

Формирование положительного отношения к предстоящей работе имеет большое значение, так как заинтересованные учащиеся работают более самостоятельно, более аккуратно, они проявляют больше активности и инициативы в работе. Кроме того, интерес к занятиям снижает утомляемость, оказывает существенное влияние на формирование практических навыков, обеспечивает эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах.

В процессе вводной беседы осуществляется и повторение познавательных сведений. Если учитель предполагает познакомить учащихся с новыми техническими сведениями, то момент сообщения познавательных сведений может быть выделен как отдельный этап урока. Можно провести небольшие работы, в ходе которых ученики узнают о свойствах материалов, или организовать дидактическую игру.

3. Ориентировка в задании. Этот этап урока предваряет практи-ческую деятельность учащихся, так как большинство умственно отсталых детей без помощи учителя не могут самостоятельно, всесторонне понять задание или изучить образец изделия. Умение детей ориентироваться в задании в значительной мере способствует успешному самостоятельному выполнению задания.

Анализ образца выполнения задания может осуществляться при повторении действий за учителем; по его наводящим вопросам; с частичной помощью учителя, самостоятельно. Выполнение каждого последующего задания предполагает привлечение к работе прошлого опыта.

4. Планирование работы. Чтобы дети могли самостоятельно вы-полнять задания, необходимо научить их планировать свою работу. Это предполагает усвоение школьниками последовательности выполнения задания, способа выполнения той или иной операции, определение инструментов и приспособлений, необходимых при ее выполнении.

Работа по плану - это признак осмысленного и самостоятельного выполнения задания.

Большую помощь в обучении детей планированию окажет учителю применение технологических карт, которые составляются на задание.

Умственно отсталые учащиеся не смогут пользоваться наглядными пособиями, если их этому не обучать. Поэтому учитель в нужный момент урока должен привлекать внимание детей к карте, добиваясь точного и полного ответа на вопрос. Например, требуя у школьников назвать ближайшую операцию, педагог просит найти на карте нужный рисунок, а затем ответить.

5. Практическая работа. Большая часть времени урока труда отводится на выполнение задания. Продуманная организация и проведение предыдущих этапов занятия в значительной мере способствуют успешному выполнению задания.

Учитель руководит процессом трудовой деятельности школьников. Он постоянно привлекает внимание детей к образцу, к предметной карте, поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности выполнения задания.

6. Отчет о проделанной работе. Словесный отчет помогает уче-никам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы аналогичного задания, способствует развитию речи детей, а в дальнейшем поможет осознать выбранный им путь выполнения задания.

7. Оценка качества выполненной работы. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. В связи с этим встает весьма важная задача - воспитать правильное отношение к качеству выполненного задания. Необходимо помнить, что к оценке работ следует подходить индивидуально, учитывая интеллектуальные и трудовые возможности каждого конкретного ученика.

8. Подведение итогов урока. Как правило, это заключительная часть урока, когда учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, определяет перспективы дальнейшей деятельности.

Рассмотрев структуру урока, сам по себе возникает вопрос, так каким же образам можно обеспечить индивидуально - дифференцированный подход на уроках труда?

Существенное значение имеет содержание выполняемой работы. Это касается, прежде всего, структурной сложности заданий. Так, например, внешне сходное задание может быть дано для одних учащихся в более простом варианте, а для других - в более сложном.

Дифференцированным может быть и объём заданий. В этом случае разным ученикам может быть предложено задания различной сложности. Однако главное заключается в дифференцированной помощи со стороны учителя и использовании им адекватных способов и средств достижения результата каждым обучающимся.

По мере развития учащихся, совершенствования их трудовых навыков количество вспомогательных средств, а также дозы и характер помощи, уменьшается, что способствует развитию самостоятельности учащихся в трудовой деятельности.

Таким образом, занятия по труду с умственно отсталыми школьниками являются одним из средств их всестороннего развития, а также эффективным способом коррекции отклонений. Реализация индивидуально - дифференцированного подхода на уроках труда, опираясь на потенциальные возможности ученика, оптимально преодолеть имеющихся у него недостатки развития, а также оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку в 1 классе в специальной (коррекционной) школе «Строчная буква «Ц» Тема: «Строчная буква ц». Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: формировать умение писать строчную букву ц. Задачи: образовательные:.

Мастер-класс «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе» Данный материал мастер-класса использовался как мастер-класс для педагогов и студентов педагогических вузов. Компетентностный подход — это.

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к здоровьесбережению детей в образовательном процессе детского сада Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к здоровьесбережению детей в образовательном процессе детского сада. Автор: воспитатель.

Самоподготовка для 2 класса в коррекционной школе. Повторение и закрепление материала, изученного на уроках Самоподготовка по письменным предметам 2 класс коррекционной школы Цели и задачи самоподготовки: Образовательные: повторение и закрепление.

Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения на уроках истории Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения Изменения в обществе, экономике, политике и культуре.

Выступление на педсовете «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при выполнении общеразвивающих упражнений» Выступление на педсовете "Об осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода при выполнении общеразвивающих упражнений в режимных.

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Гришатова Мария Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово Нижегородской области Эссе «Применение знаний специальной.

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих.

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Гришатова Мария Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово Нижегородской области Эссе «Применение знаний специальной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе
Опубликовано: 27 октября 2018 в 13:16
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД