Лучший педагог года

Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда

Никишина Марина
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда

Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда.

Все мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. НТР расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и "общается" с ЭВМ. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в обучении и воспитании ребенка.

Публикация «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Как показывает статистика, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не становится меньше. Поэтому так важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно.

Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей практике.

Для формирования мотивации учащихся к речевой деятельности возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс. Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка и принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Компьютер прочно вошёл в жизнь школы.

Применение компьютера на логопедических занятиях мне помогает:

• решить проблему разнообразия наглядных пособий;

• оптимизировать запоминание учебного материала;

• создать ситуацию занимательности, заинтересованности;

• вызвать интерес и желание трудиться на уроке, не отождествляя его с дополнительным занятием по русскому языку.

Применение компьютерных технологий позволяет :

• использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;

• задействовать как визуальный канал восприятия информации учащимися (цветовая палитра, анимационные эффекты, так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка, что помогает учащимся лучше понять и усвоить материал;

• оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;

• интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы школьников.

Направления работы логопеда с использованием информационно-коммуникационных технологий.

I. Диагностика речевых нарушений.

II .Применение интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, для коррекции речевых нарушений.

III. Пропаганда логопедических знаний, с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий осуществляется по следующим направлениям:

• развитие слухового внимания;

• активизация артикуляционного аппарата;

• развитие фонематического слуха;

• формирование правильного звукопроизношения;

• уточнение, обогащение и активизация словаря;

• коррекция грамматического строя речи;

• развитие связной речи;

• коррекция просодической стороны речи;

Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер. Для работы с дошкольниками и младшими школьниками, при наличии достаточной технической оснащенности, можно использовать специально разработанные компьютерные программы.

Школьная практика показывает, что трудности современных детей в обучении непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания и в том числе недостаточностью развития слухового внимания. Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых формах нарушениях речи. Важность этого навыка в логопедической работе сложно переоценить. Пожалуй, это основа основ. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводится на первом этапе коррекционной работы. Для этого подбираются звуковые файлы по различным темам: - Звуки дома

- Звуки деятельности человека

- Звуки, которые издают животные

- Звуки, которые издают музыкальные инструменты

Чтобы задействовать не только аудиальный канал, но и визуальный канал восприятия информации учащимися все звуки сопровождаются яркими, красочными картинками. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой.

Для активизации артикуляционного аппарата эффективны игры в форме мультимедийной презентации, которая также сопровождается музыкой.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха можно представить в виде красочных и интересных по содержанию дидактических игр. Игры выполняются в программах Movie Maker и PowerPoint. Это ряд дидактических игр, таких как «Кому живется лучше», «Определи какое слово зашифровано», «Исключи лишнее слово», «Отгадай название цветка (гриба)», «Игры для развития фонематического слуха» и т. д.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

Технология мультимедийного сопровождения коррекционного процесса повышает эффективность работы логопедов через : • повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль);

• возможность самореализации детей с наиболее тяжёлой речевой патологией (сенсомоторная алалия, тяжёлая степень дизартрии);

• индивидуализацию (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития);

• развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка, стимулирование его к более высоким достижениям);

• возможность сокращения сроков постановки и автоматизации звуков;

• дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек, перфокарт и другого дидактического материала).

При всем этом, при использовании компьютерных программ на занятиях необходимо выполнять правила безопасной работы с компьютером. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-15 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.

Активное использование возможностей интернета дает возможность найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде; необходимый картинный материал для создания игр. Возможности интернета используются не только для получения необходимой информации, но и для общения с коллегами, обменом опыта.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда общеобразовательной школы:

• позволяет в процессе логопедического обследования детей более объективно и дифференцированно оценить возможности устной и письменной речи обучающихся;

• повышает эффективность коррекционной работы со школьниками; помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов, помогает увлечь их процессом обучения, развить у них творческие способности, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Применение ИКТ направлены на работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала способствует переходу образов - представлений в образы - понятия, что важно для последующих этапов обучения.

• сокращает сроки коррекционной работы;

• помогает вести мониторинг речевого развития учащихся;

• повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

• предупреждает появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

• формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи;

• составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;

Все вышеперечисленные направления коррекционно-развивающей работы стараюсь активно использовать в своей работе, т. к. использование информационных технологий, благотворно влияет на развитие полноценной речи учащихся, что создает предпосылки к овладению программного материала.

Вот несколько адресов, по которым можно найти полезную и нужную информацию для своей работы (литературу, наглядные пособия, логопедические распевки, игры в которые мы играем прямо в интернете) :

https://eknigi.org/dlja_detej/5052-bolshoj-logopedicheskij-albom.html

https://games-for-kids.ru/language-development/language-development.php

https://mersibo.ru/

https://iplayer.fm/artist/1801067-1801067/

https://infourok.ru/logopediya.html

https://www.liveinternet.ru/users/4943168/post282961960

Список использованных источников

1. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол. концепции / В. В. Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с. 3-16

2. О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. .М. ,1996

3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

4. Жукова П. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1990. - 239 с. ; ил.

5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55.

6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М. : Педагогика. 1988. - 191 с.

8. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14, стр. 283-285.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУ Надо сказать, что в обществе, когда информация становится особой ценностью, а информационная культура человека-определяющим фактом профессиональной.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ .

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Шевченко Полина Евгеньевна, студентка 1 курса АГПУ г. Армавир Быстрое изменение мира предъявляет качественно новые требования к дошкольному.

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств.

НОД в старшей группе «Знакомьтесь пустыня» с применением информационно-коммуникационных технологий.НОД в старшей группе «Знакомьтесь пустыня» с применением информационно-коммуникационных технологий. .

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного.

Конспект занятия «Путешествие в мир информационно-коммуникационных технологий» Цель данной работы: • Расширять кругозор детей посредством обучающих компьютерных мини-игр, презентации. • Методические возможности и преимущества:.

Развитие речевой активности детей с использованием информационно-коммуникационных технологий В последнее время в дошкольном образовании происходят большие перемены, связанные с внедрением ФГОС ДО. Практика работы дошкольных учреждений.

Возможность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме «Возможность использования информационно-коммуникационных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 30 января 2017 в 18:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД