Применение информационно-коммуникативных технологий при формировании логического мышления на примере квест-игры с детьми ЗПР

Светлана Александрова
Применение информационно-коммуникативных технологий при формировании логического мышления на примере квест-игры с детьми ЗПР

В процессе модернизации системы дошкольного образования на сегодняшний день складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с различными ограниченными возможностями здоровья.

Не секрет, что дошкольников с ограниченными возможностями здоровья характеризует достаточно низкий уровень развития восприятия, памяти, недостаточно сформированы пространственные представления, игровая деятельность, уровень мотивации и коммуникативного развития тоже снижен. Их достаточно сложно заинтересовать и организовать к активному участию в образовательном процессе.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н. К.Крупская писала: «Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения.». В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно - действенного мышления к образному и к элементам словесно - логического мышления.

Логическое мышление необходимо развивать уже в старшем дошкольном возрасте, так как навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, в будущем служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста можно осуществлять во время различных игр. Это могут быть игры дидактического характера или игры, в которых у ребенка появляется необходимость задуматься для поиска правильного решения. Все эти игры можно проводить в форме квест – технологии.

Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.

Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Это инновационная форма организации образовательной деятельности дошкольников, которая способствует формированию у детей самостоятельного мышления, развитию фантазии, творческой активности, созданию собственных творений, развитию активной позиции ребенка в ходе решения поисковых игровых задач.

Форма проведения образовательной деятельности в виде квестов интересна и нестандартна. Это могут быть захватывающие путешествия, познавательные экскурсии, занимательные встречи, в ходе которых участники решают определенные задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретной задачи,которые могут быть самыми разнообразными: активными, креативными, интеллектуальными.

Квест-игра – один из основных жанров компьютерных игр. Слово «Quest» переводится на русский язык как «поиск». В квесте всегда предполагается задание,предлагающее что-либо найти: предмет, сообщение или подсказку, чтобы двигаться дальше. Проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. Обладая даже небольшими знаниями по определенной теме, и получив определенную свободу мышления и действий при минимальном вмешательстве взрослого, дети могут самостоятельно добиться нужного результата.

Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности. Работа над квестами для детей с ОВЗ имеет свою специфику, непосредственно связанную с особенностями развития данной группы дошкольников. Содержание, задания и условия организации игры я планирую в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями предполагаемых участников. В содержание включаю различные виды деятельности, так как выполнять однотипные задания дети данной группы, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут.

У детей с ОВЗ есть наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. Квест - игра проявляет значительную роль в коммуникативном развитии дошкольников с различными патологиями. Кроме того, несомненным достоинством квест-игрыявляется возможность привлечения в совместную деятельность абсолютно всех участников коррекционно-развивающего процесса: как детей, воспитателей, так и специалистов детского сада (например, учителя - дефектолога, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя). С помощью этой совместной деятельности мы реализуем умственные, творческие, речевые способности, позволяя им воплотить свои знания практической деятельности.

В своей работе в основном использую квесты:

по количеству участников- как одиночные, так и групповые;

по продолжительности –краткосрочные;

по содержанию- сюжетные;

по структуре сюжетов –линейные и кольцевые;

по форме организации – путешествие.

Для составления маршрута использую разные варианты:

маршрутный лист (на нем написаны последовательно станции и где они расположены; или использую загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать)

карта (схематическое изображение маршрута);

«волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).

Например, недавно в нашей группе проводилась квест-игра «Юный пешеход».

При организации квест - игры принимали участие воспитатель, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Целью игры было определение уровня развития знаний и умений, усваиваемых детьми по ПДД.В проведении игры использовала оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация; музыкальный центр, различные дидактические, развивающие игры. Основные логические операции,на развитие которых направлена игра: анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, логические высказывания.

Для реализации данной цели были поставлены обучающие, развивающие и воспитательные задачи.Была включена задача: развитие логических операций посредством квест - игры.

При проведении игры использовала различные методы и приемы.

Использовала такие педагогические технологии как:

Здоровьесберегающие технологии: подвижные игры, танцевальные движения под ритмичную музыку, гимнастика для глаз.

Информационно-коммуникационная технология (использование интерактивной доски, просмотр видео).

Технология проектной деятельности игрового характера.

Личностно - ориентированная технология (технология сотрудничества: игра, упражнения в сотрудничестве с воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию).

Интерактивная технология («хоровод», «работа в парах»).

Для проведения квест - игры был выбран сюжет,в котором возникла проблемная ситуация: пропали ключи от мини-сейфа. Для оказания помощи воспитателю детям пришлось преодолеть ряд преград и трудностей.

Квест – игра проходила поэтапно.

Первый этап проведения игры: организационно - мотивационный.

Для того, чтобы привлечь детей к предстоящей деятельности, предложила посмотреть детям видео, далее - пройти тестирование, чтобы получить удостоверения «Юный пешеход».После проведения тестирования возникла проблема: нет ключей от мини-сейфа, как помочь воспитателю найти ключи от мини-сейфа, где лежат удостоверения? Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей. Их активность была высокой.

Второй этап проведения игры: содержательный.

Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Вариант игры представлен в выполнении заданий, которые были спрятаны на разных остановках. На каждой остановке дети находили ключ от сейфа, который не подходил к мини-сейфу. Только на последней остановке нашли подходящий ключ.

Содержательная часть проходила через игровые ситуации в нескольких помещениях детского сада (музыкальный и спортивный зал, кабинет «Разумейка», холл ДОУ) и большого разнообразия смены деятельности детей.

Воспитанникам предлагала задания, побуждающие их к решению поставленных задач. При выполнении игровых заданий в нахождении, отгадывании, решении проблем проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

В квест-игре использовала разные информационные технологии (ИКТ, мультимедийные презентации, аудизаписи, видеозаписи).

В заключительном третьем этапе дети встретились с инспектором ГИБДД (игровой персонаж) в игровом центре «Светофорчик», который сам предложил им задание.

Логически подумав дети с большим удовольствием выполнили его задание и достигли цели. У них было столько радости, что наконец-то решили проблему. С гордостью получали удостоверения.

Затем была проведена рефлексия.

С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, размышляли о предстоящей обстановке, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.

При проведении данной квест-игры дети закрепили свои знания в области ОБЖ, а также показали такие качества, как ловкость, быстрота реакции, целеустремлённость, взаимовыручка.

Дети путешествовали с помощью дорожных знаков и преодолевали препятствия в виде сложных и интересных заданий, в которых практически во всех решалась задача формирование у детей самостоятельного мышления, развитие фантазии, творческой активности. Такие квесты развивают коммуникативные способности, познавательный интерес, воспитывают у детей интерес к ОБЖ, формируют навыки работы в команде, способствуют групповой сплочённости.

Анализируя, проведенную игру, считаю, что выбранная форма образовательной деятельности была достаточно эффективной, динамичной. Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы, могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии способствует:

развитию логического мышления, памяти, внимания, потребности общения со сверстниками и со взрослыми.

повышению уровня мотивации и коммуникативного развития,

игровой мотивации, которая вызывает большой интерес у детей, их активность становится достаточно высокой, проявляется стремление, творчество.

формированию пространственных представлений.

Квест – игра является эффективным средством для развития психических процессов, в частности – мышления. Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических игр способствует более успешному формированию у детей основных приемов логического мышления. Логические игры - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Проведение образовательной деятельности с использованием современных игровых технологий, квест- игр, в которые включаем информационно-коммуникативные технологии считаю актуальной для внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений.

Безусловно, внедрение информационно - коммуникационных технологий значительно улучшает качество образовательного процесса, позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей.

Использование ИКТ при проведении квест –игры облегчает процесс формирования логических операций у старших дошкольников, позволяет сделать образовательную деятельность более визуализированной, позволяет «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.

Публикации по теме:

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя ДОО .

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникативных технологий «Моя семья» .

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Применение информационно-коммуникативных технологий при формировании логического мышления на примере квест-игры с детьми ЗПР
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 22:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. Международный день снеговика

 Число 18, похожее на снеговика с метлой, и самый снежный месяц в году были выбраны для празднования Всемирного дня снеговика. Впервые идею такого праздника предложил Корнелиус Гретц из Германии, который...

18 января. День Винни-Пуха на МААМ

18 января исполняется ровно 140 лет со дня рождения создателя самого знаменитого плюшевого медвежонка в мире. 18 января 1882 года родился Александр Алан Милн – выпускник Кембриджа, сотрудник популярного...


Горячие темочки