Применение инновационных технологий и методов на уроках в начальной школе

Оксана Петровна Коваленко
Применение инновационных технологий и методов на уроках в начальной школе

Применение инновационных технологий и методов на уроках в

начальной школе

Актуальность данной темы заключается в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, инновационных, педагогических технологий и методов обучения.

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования. Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении учащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы. Из этого можно сделать вывод, что одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально.

Цель: использования активных методов обучения учителем – создание у учащихся устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом. Возможность не только узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике позволяет учащимся значительно повысить результативность в изучении школьных предметов и развивает способности к обработке информации.

Применяя новые педагогические методы на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные методы и технологии:

1. Технология проблемного обучения.

Актуальность проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и заучат наизусть, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

2. Исследовательская работа.

Такой метод позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значить сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

3. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки художественного труда, познания мира, естествознание, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, но уже всем вместе. И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому метод такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается лидер. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от назначенной роли. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, являясь наблюдателем, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение).

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа дает результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

4. Игровые технологии

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ученика в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.)или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность и внимание. в качестве урока.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение учителями информационно-компьютерных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность. Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.

Таким образом, опираясь на личный опыт, на сегодняшний день невозможна работа педагога без использования инновационных технологий и методов обучения; их применение способствует повышению качества знаний учащихся, развитию познавательного интереса; способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

1. Андреев О. В.Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги. Школьное планирование,2010

2. Виситова Л. С. Инновационные методы преподавания в начальной школе Образование и воспитание,2016.

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Применение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обученияПрименение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обучения Узнав о введении карантина в школе, первое, что я придумал - это провести дистанционный конкурс для детей: «Лучшая работа в условиях карантина».

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
Автор публикации:
Применение инновационных технологий и методов на уроках в начальной школе
Опубликовано: 24 октября 2020 в 15:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 декабря. День снеговика на МААМ

Очередной тематический день посвящен снеговику — верному спутнику и  помощнику Деда Мороза. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы расширить знания детей по этой теме и увлечь «снеговиковым»...

5 декабря. Международный день волонтёра

К счастью, не всё в нашем мире измеряется в деньгах, и не всё можно купить за деньги. Есть вещи более значимые и монументальные. Любовь, доброта, умение радоваться жизни, желание помочь ближнему – сделать...

Мастер-класс «Семья снеговичков» из солнцезащитных очков ко Дню снеговика на МAAM
Предлагаю мастер-класс «Семья Снеговичков» для совместной деятельности воспитателей, педагогов, родителей с детьми. Такая поделка может использоваться,...
Конспект интегрированного занятия «Из пушистого снежка слепим мы снеговика» в младшей...
Конспект интегрированного занятия «Из пушистого снежка слепим мы снеговика» в младшей группе. Вид занятия: Коллективная аппликация нетрадиционным...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Путешествие в лес, или Как...
ЗАДАЧИ. Образовательные задачи: 1. Учить различать и называть геометрические фигуры. 2. Уточнить представления детей о детенышах диких животных. 3....