Молодькова Нина
Применение компьютерных технологий в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития в условиях детского дома. Существуют новые методы и приемы, направленные на преодоление и предупреждение речевых расстройств. У детей нарушены все стороны речевой деятельности: фонетическая, фонематическая, лексико – грамматическая, связная речь, а также отмечаются нарушения слоговой структуры слова и несформированность общих речевых навыков.
Публикация «Применение компьютерных технологий в работе логопеда» размещена в разделах
Одним из таких методов является использование электронного (компьютерного) ресурса. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в коррекционной работе. Компьютерные средства сочетаются с традиционными методами при проведении индивидуальных и групповых занятий.
Инновационные технологии представляют собой набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы, и структурно – семантического оформления высказывания, темпа, ритма, плавности речи и речевого выдоха. Компьютер представляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения заданий, позволяет анализировать компенсаторные механизмы организма. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается недоразвитие вербальной памяти, неустойчивость и низкая концентрация внимания, но зато хорошо развито непроизвольное внимание, в играх материал представлен в ярком, интересном и доступном для детей виде. Он вызывает интерес и усваивается лучше.
Одной из используемых программ в работе с детьми с нарушениями развития является логопедический тренажер «Дельфа 142.1» (Рис. 1). Основной целью компьютерного тренажера является дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Данный логопедический тренажер помогает решать следующие задачи:
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция силы голоса;
- работа над устранением назального оттенка голоса;
- работа над слоговой структурой слова;
- коррекция произношения гласных и согласных звуков и многое другое.
Успешный результат выполнения упражнений зависит от правильного обращения с микрофоном. Ребенок садится на стул в удобное для себя положение, берет микрофон и подносит ко рту на расстоянии 3-8 см, картинки и слова демонстрируются достаточно продолжительное время, чтобы ребенок успел воспринимать и осознавать полностью то, что происходит. В ряду упражнений предусмотрены скоростные режимы, подобранные с учетом вариабельности зрительного восприятия детей. При работе с крупными единицами предоставляется возможность выбрать время демонстрации. Тренажер учитывает особенности зрительного восприятия и памяти детей с речевой патологией. В рабочей зоне экрана находится не более 3-х картинок или слов. Экраны в упражнениях не перегружены лишними деталями, способными отвлечь внимание ребенка от процесса выполнения задания.
Дети могут не замечать, что, выполняя веселые задания, они усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический строй речи, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи.
Для поддерживания устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные сохранные анализаторы в программе предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала. Это картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь. Программа содержит стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале.
В начале прохождения курса занятий на логопедическом оборудовании мы столкнулись с такими проблемами как: неумение детей обращаться с микрофоном, нескоординированные движения рук и глаз, неумение работать курсором, несформированный речевой выдох, неумение менять силу голоса.
Для подготовки воспитанников к занятиям на тренажере нужен подготовительный этап. Выполняются пальчиковая гимнастика, работают в пальчиковом бассейне для развития силы захвата, развития подвижности пальцев рук. Выполняется артикуляционная гимнастика, для развития правильного речевого дыхания. Занятия проводится и на воздушном лото для выработки диафрагмального дыхания. После подготовки воспитанников к занятиям приступаем к работе на компьютерном оборудовании.
Упражнения: «Чашка чая», «Праздничный пирог», «Костер», «Елочка»,
«Репка», «Росток» (рис. 2) предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности для формирования ротового выдоха его плавности и длительности, также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса детей с ринолалией и ринофонией. Логопед правильно и устойчиво располагает микрофон на столе на расстоянии от 15-20 сантиметров ото рта ребенка, несколько ниже его уровня, в это время ребенок усаживается в удобное для него положение на стуле перед экраном компьютера. Задача ребенка правильно сделать вдох ( контроль осуществляется следующим образом: рука специалиста лежит в области диафрагмы ребенка; после того, как ребенок сделал вдох правильно, педагог ощущает подъем руки). Выполнение задания необходимо чередовать с паузами отдыха или другими упражнениями, чтобы избежать головокружения. Также эти упражнения используются при постановке и автоматизации некоторых звонких твердых и мягких согласных: В, З, Ж, Р, Л.
Упражнения «Космический стрелок» (рис. 3) помогает в отработке произнесения гласных звуков на твердой атаке (отрывисто, высоким тоном голоса). Ребенку предлагается отрывисто произносить гласные звуки в заданный момент. Работу мы начинаем с гласного звука А, а затем переходим к формированию других гласных звуков. Постепенно увеличиваем число повторений на одном выдохе.
Упражнения: «Бабочка», «Сказочный замок», «Колобок», «Бегемотик» (рис. 4) используем при формировании умения произвольно изменять силу голоса, также можно использовать при отработке продолжительного произношения гласных, слогов громким голосом постоянной силы от шепота до крика.
Кроме упражнений на автоматизацию звуков, развития силы голоса, воздушной струи есть упражнения помогающие справиться с проблемами в чтении и письме: «Найди букву», «Найди слог», «Мозайка», «Волшебный колодец» (рис. 5). Ребенок с помощью компьютерной мыши выбирает заданную букву, слог на экране.
После выполнения серии заданий на экране автоматически появляется информация о правильности или не точности выполнения заданий.
Программа Биосвязь «Школа России» (рис. 6) представляет собой инновационное мультимедийное приложение, позволяющее повысить эффективность обучения, развитие навыка правильной речи, активизацию памяти, внимания, снизить психоэмоциональное напряжение. Работа по данной программе происходит с воспитанниками старшего возраста.
Таким образом использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи воспитанников позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха. Применение этих технологий позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития ребенка, логопедический тренажер избавляет ребенка от негативизма, связанного с многократным повторением определенных операций, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений. Компьютер поддерживает работу логопеда, помогая ему решать самые трудные задачи, связанные с развитием и коррекцией речевых нарушений, позволяет ускорить формирование и развитие речи, высших психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, эмоционально – волевую сферу). Даже самая обыкновенная и привычная деятельность на мониторе компьютера воспринимается совсем по- иному.
С помощью применения компьютерных технологий при решении проблемной ситуации, ребенок стремиться к достижению положительных результатов. Это помогает развивать у детей усидчивость, самостоятельность, сосредоточенность. Поведение на занятии становится более раскрепощенным, повышается его самооценка и работоспособность.