Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ

Макарова Надежда Григорьевна
Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ

Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ

[/b]

Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, диск, колесо, сфера, орбита, территория, общество, совокупность, собрание». Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг.

Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию. А для психолога – это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания, помочь клиенту осознать зоны внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. Также мандала актуальна для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, тревожности, страхов, развития мелкой моторики, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности, релаксации.

Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ

Для начала я познакомлю вас с историей возникновения этого метода и основными практическими принципами работы с данной техникой в работе психолога.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Существует такое направление в психологии и психотерапии, которое носит название Арт-терапия. Терапия, использующая творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики.

Изображения мандал используются современными психологами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта.

Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Мандала-терапия – это, прежде всего, терапия (с греческого – лечение, оздоровление). Поэтому, мандала-терапия – это инструмент для оздоровления и исцеления нашей психики.

При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет, форму и линию. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

Кому полезна мандалатерапия? Как она может помочь детям и взрослым?

Мандалатерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и их родителями.

Для детей это дополнительный способ выразит свои эмоции. Ведь часто родители не разрешают своим детям свободно выражать эмоции. В нашем обществе это не принято. Но ведь энергия эмоций никуда не девается. И вот вместо того, чтобы быть выраженной вовне, она уходит внутрь тела и начинает медленно, но неуклонно процесс разрушения внутренних органов. Например, подавленный гнев начинает потихоньку разрушать печень, а в желчном пузыре начинаются процессы, которые потом приведут к образованию камней. Если ребенок подавил слезы, не позволил себе плакать то это является основанием для дальнейших депрессий и болезней бронхов и легких. Невыраженная ярость бьет по сердечно-сосудистой системе, и уже в подростковом возрасте может быть диагностирована вегето-сосудистая дистония. Головокружения, мигрени – это последствия невыраженных эмоций. Запрет на страхи ударяет по почкам и закладывает основы заболеваний моче-половой системы и бесплодия. Все эти заболевания на физическом уровне проявятся спустя годы, но основа закладывается здесь.

Мандалатерапия позволяет ребенку выразить свои чувства, проявить их и при этом не разрушить ни себя, ни окружающий его мир:

• научиться проявлять чувства в экологичной форме.

• научиться доверять себе и своим чувствам.

• слышать и чувствовать себя.

• выражать себя.

Если этого не сделать сейчас, то потом будет поздно. Потеряв контакт с собой и своими чувствами, человек обречен на жизнь исключительно на уровне ума. Эмоции становятся заложниками подсознательных процессов и управляют реакциями человека. Но признаться себе человек в этом не сможет. Потому что нет опыта быть в контакте с этим. И в результате мы получаем такого инвалида от ума, не способного к сопереживанию и с массой психосоматических заболеваний.

Поговорим немного об исторических корнях данного метода, уходящих в глубины истории нашей цивилизации. Рассмотрим разновидности мандол и принципы работы.

см. Презентация «Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ».

Мастер-класс: "Насыпная мандал"

После ознакомления с основами метода мы представим вам пример работы с насыпной мандалой в групповом формате.

Целями такой работы могут быть:

• снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;

• работа с групповыми процессами;

• развития коммуникации;

• развитие произвольности и концентрация внимания;

• релаксация;

• развитие творческого потенциала;

• развитие мелкой моторики рук;

• активизации внутренних ресурсов;

• гармонизации внутреннего состояния;

Для работы с использование насыпной мандалы нам потребуются следующие материалы:

• Релаксационная музыка;

• Арома-лампа, свечи

• Ткань 1-1,20 м по длинне стороны.

• Мел или пастельный карандаши

• Песок, (возможно цветной,

• Крупы, крашенная соль, пачка спагетти, семена, косточки, различный бросовый материал в виде обычных или прозрачных разноцветных камешков, ракушек, бусин, бисера, кусочки цветного соленого теста и др. ;

• Влажные салфетки для вытирания рук.

Если работа происходит в групповом формате, то для фона используется ткань размером 1-1,2 метра по длине стороны (квадратной форма). На ткани следует структурировать пространства с помощью линий и концентрической симметрии мелом или пастельным карандашом. Дополнительно для создания секторов или иных элементов мы будем использовать трубочки спагетти. Насыпной материал может быть самый разнообразный и чем больше, тем лучше по выбору. Насыпного материала не должно быть мало и по количеству, т. к. эффект визуального изобилия так же имеет уникальное благотворное воздействие на психику участников. Цвет ткани также имеет значение и носит общий цвето-терапевтический характер. В зависимости от поставленных терапевтических задач, цвет может производить возбуждающий или седативный эффект на участников. Текстура ткани должна быть плотной, чтобы складки не мешали заполнению рисунка.

ВВЕДЕНИЕ В РАБОТУ

Психолог: «Сегодня мы с Вами погрузимся в необычный мир творчества и воображения. Нам поможет в этом особый рисунок – мандала. Его особенность в том, что он похож на круг, который мы можем заполнить разными узорами и рисунками с помощью природных материалов, которые лежат перед вами».

Участники могут рассмотреть, потрогать сыпучие материалы, задать вопросы.

«После ознакомления с сыпучими материалом я предлагаю вам структурировать наше общее психологическое пространство».

Звучит спокойная музыка (возвышенная, атмосферная)

Психолог предлагает расположиться вокруг стола с тканью: «Давайте расположимся вокруг нашей будущей мандалы, возьмемся за руки, закроем глаза. Сосредоточьтесь на своих ощущениях и попробуйте почувствовать себя частью этого круга. Свечи в центре как огонь нашей дружбы и взаимопонимания пусть поможет объединить в творчестве и тепле наших душ то творение, что будет создано нами сегодня. Пусть каждый из вас устремится душой к огоньку в центре и вложит в него самое позитивное, самое чистое, самое сокровенное пожелание, которое только может дать друг своему другу (родитель ребенку/ учитель ученику и т. д.). Символ этого огонька в центре стола будет объединять наши сердца в общей работе, так же как центр в мандале».

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАНДАЛЫ

Далее участникам предлагается совместно заполнить пространство мандалы, так чтобы получился общий рисунок. В этом рисунке может располагать отдельная часть участника или группы участников, но так чтобы граница секторов гармонично сочетались друг с другом.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ

После того, как работа завершена и внесены все нюансы в рисунок (по желанию участников) мы переходим к ее художественному описанию. При желании участники могут придумать название своей творческой работе, дать возможность проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы). Членам группы предлагается сравнить свои ощущения в начале тренинга и в конце.

Не допускается ни каких интерпретаций или объяснений изображения, необходимо без оценочное отношение и констатация как феномена созданного изображения.

Вспомним, что рисунок с концентрической симметрией является не только прямым отражением внутреннего мира его создателя, но и мощным психологическим резонатором, помогающим подсознанию его автора структурировать свое психоэмоциональное состояние.

Например, на завершающем этапе в работе с изображением, участникам предлагается расслабиться, сфокусировать взгляд на центре изображения и двигаясь по часовой стрелки от центра к периферии - медленно созерцать элементы изображения, сосредоточившись при этом на своих ощущениях. Данное дополнение позволяет завершить внутренний ресурсный процесс от работы с мандалой. На создателя мандалы будет положительно воздействовать цветовая и графическая композиция его работы, помогая тем самым структурировать внутреннее психологическое пространство, обеспечивая целостность личности.

В работе с детьми на завершающем этапе с мандалой (как с информационным резонатором, можно предложить «волшебный» сюжет. Например: «Ребята, вы создали не просто красивые работы, но еще и «волшебные творения», которые будут помогать вам, еще некоторое время – оберегать от болезни и плохого настроения. Для этого мы оставим наши работы в группе и будем иногда, в свободное время ими любоваться. Смотрите внимательно на свою работу и вспоминайте что-то хорошее и приятное. Тогда ваше настроение и самочувствие будет улучшаться».

В работе со взрослыми применяются те же принципы, что и с детьми. Однако с педагогами или родителями можно говорить о более интенсивной эмоционально-личностной проработке проблем с более точным вербальным самоанализом и динамикой групповых процессов.

В конце такой групповой работы проводится ритуал прощания с мандалой, т. к. в отличии от индивидуальной работы групповая работа разбирается. Взявшись за края ткани, участники загадывают желания и просят небесных птиц унести на крыльях в небо их пожелания и мечты.

Однако, если есть возможность, законченную работу стоит оставить на видном, доступном для участников месте, чтобы можно было в течении дня или нескольких дней подойти и повзаимодействовать с рисунком (для завершения внутреннего эмоционального резонанса). Затем мандала ссыпается в центр и выносится на корм городским птицам.

По результатам проделанной работы психологом может заполняться бланк арт-терапевтического занятия для каждого участника, где фиксируются дата и время, основная тема, используемые участником цвета и изобразительные материалы, высказывания участником в ходе работы, взаимодействие с ведущим группы и другими участниками, отношение к работе и объяснения участником занятия содержания своей изобразительной продукции. Если работы не остаются у психолога на хранение, то можно сделать фото выполненного изображения. Если работа в техники мандалатерапии продолжится с данными участниками, то бланки могут показать в динамике эмоциональные изменения и особенности участников.

С помощь техники мандалатерапии можно решать массу психолого-педагогических и терапевтических задач. Начиная от коррекции групповых процессов в коллективе взрослых (эмоционально-личностный уровень отношений) и заканчивая погружением в мир детства для лучшего понимания чувств и восприятия детей (через ресурсную активацию субличности «внутреннего ребенка» у взрослого, будь то родитель или педагог).

Мастер-класс подготовила и провела педагог-психолог Макарова Надежда Григорьевна

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ работы педагога-психолога за 2015 2016 учебный год Работа велась по намеченному рабочему плану на 2015 /2016 учебный год. МБДОУ ДС «Алёнка» Баяшкина Оксана Николаевна В текущем учебном.

Годовой план работы педагога-психолога Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ. Задачи педагога – психолога на 2016.

Из опыта работы педагога-психолога «Неделя здоровья в детском саду» г. Смоленск «Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дают ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые.

Конспект индивидуального развивающего занятия педагога-психолога для работы с ребенком дошкольного возраста Конспект индивидуального занятия (для работы с ребенком 5-6 лет) Приготовила: педагог-психолог д/с № 6 Колпакова Т. В. Тема «Сказка на песке».

Описание случая работы педагога-психолога с семьей, средствами кризисного консультирования Описание ситуации в семье. Обратилась женщина, назовем ее- Светлана. С ее слов, младшая дочь -3 года, стала заикаться летом 2016 года,.

Перспективно-тематический план работы педагога-психолога с детьми средней группы Перспективно-тематический план работы педагога-психолога с детьми средней группы на учебный годЦель: формирование дружеских взаимоотношений.

Планирование работы педагога-психолога на учебный год с детьми с особыми образовательными возможностями В наше время педагог -психолог сталкивается со многими трудностями в планировании своей работы. Работа специалиста должна включать в себя.

План работы педагога-психолога ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Сказка» УТВЕРЖДЕНО МБДОУ №22 «Сказка» От «___».

План работы с родителями педагога-психолога на 2015–2016 учебный год План работы с родителями педагога-психолога СП – д/с № 26 «Золотой улей» на 2015-2016 учебный год Некрасовой Г. Н. г. Чапаевск.

Структура работы педагога-психолога с воспитателями в период адаптации детей к детскому саду Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Применение мандалатерапии в опыте работы педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 24 января 2017 в 11:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий на 8 марта по мотивам сказки «Царевна Несмеяна» для старшей группы
ВЫХОД МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Ведущий: Дорогие мамы и бабушки наших замечательных ребят! В преддверие чудесного праздника 8 марта мы поздравляем вас и желаем...
Дидактическое пособие «Лепбук «Сказки Корнея Чуковского»
Лепбук представляет собой картонную папку формата А3. Папка содержит кармашки, в которых собрана информация по теме. Дидактическое пособие «Лепбук...
Консультация «Уголок дошкольника дома»
Редко когда воспитатели дают советы родителям об организации уголка дошкольника в домашних условиях. Но, иногда возникает такая необходимость и вот несколько...
Фотоотчёт об экскурсии на ферму
Мы приехали на ферму Посмотреть, кто там живет, Кто как служит человеку, Кто что ест и кто как пьет. Наш посёлок расположен среди бесчисленных полей....
Макет «Русская изба»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Мы его используем в качестве методического материала в...