Папки-передвижки

Применение метода проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Ольга Ивановна Бойко
Применение метода проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

"Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью" В. Кильпатрик

Современное общество предъявляет все новые требования к образовательному процессу дошкольников. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Публикация «Применение метода проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности.

Чем же заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяет мне интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Он представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (презентация).

Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Он развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом сохраняет для детей форму занимательной и увлекательной игры.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

• ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);

• ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);

• практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);

• творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные.

Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому реализация проектной деятельности носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и

непосредственными участниками образовательного процесса.

Применяя в своей работе метод проектов, я убедились в эффективности его использования в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

В практике нашего ДОУ используется тематическое планирование. Темы многих проектов сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет мне достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных представлений. Так, мной были реализованы групповые проекты : «Делаем добрые дела», «Новый год», «День защитника Отечества», «Безопасное движение – главное умение», «Сударыня Масленица», «Этих дней не смолкнет Слава!», «Мир бабочек», «Давайте жить дружно», «Путешествие в Спортландию» и др. Мы с ребятами принимали активное участие в общесадовских проектах : «Неделя добра», «С верой в будущее» и др.

Исходя из опыта работы по методу проектов, я пришла к следующим выводам:

- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Он предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

- Изменился стиль общения взрослого с ребенком.

- Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Таким образом, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Список литературы.

1. Веракса Н. Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников, Мозаика-синтез Москва, 2008

2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.

3. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. ТЦ «СФЕРА»,2008

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт. -сост. : Л. С. Киселев, Т. А. Данилина и др. М. :Аркти,2003

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2

Публикации по теме:

Практическое применение понятийных значений слов в работе с детьми дошкольного возраста Практическое применение понятийных значений слов в работе с детьми дошкольного возраста (Автор: Евдокимова Галина Викторовна – воспитатель.

Применение проектной технологии в художественной деятельности младшего дошкольного возраста. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение метода проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 14 июня 2015 в 10:05
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД