МААМ-картинки

Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (1 фото)

Ольга Дащенко
Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Применение методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Публикация «Применение методики „Мнемотехника“ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)» размещена в разделах

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют проблемы: нарушение звукопроизношения, низкий словарный запас, нарушения в употреблении грамматических категорий, затруднения в составлении рассказа, правильно и логически рассказывать и пересказывать. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно словесно-логическое мышление. Кроме того, в связи с речевыми проблемами, затрудняется формирование процесса коммуникации.

Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Ребенок не может запомнить то, что ускользнуло от его наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового) запоминание возможно, только если его объект ассоциируется в сознании с чем – либо, что уже знакомо. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Мы не ощущаем развития процессов, которые протекают в подсознании. И тем не менее то, что прочно ассоциируется, запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить и говорить о том то, что не наблюдал, а наблюдая, запоминает только то, что его заинтересовало. В основном, деятельность ребенка построена на интересе.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна наряду с общепринятыми методиками. Искусственное запоминание определенного материала, рассказ и пересказ его, как показывает практика, возможно при использовании приемов мнемотехники. В своей работе с детьми с общим недоразвитием речи 1- 3 уровня я несколько лет активно применяю методы мнемотехники.

Мнемотехника в переводе означает «искусство запоминания». К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемоквадрат несет определенную информацию, например – яблоко сладкое. Мнемодорожка - алгоритм действия, например, схема последовательности одевания на прогулку.

Мнемотаблица - это схема, которая несет информацию, связанную по смыслу о событии или несет развернутую информацию о чем-то определенном, например, информацию о животном, птице и т. д. Интересно наблюдать, как ребенок, буквально месяц назад не мог «двух слов связать» - смотрит на мнемотаблицу и составляет рассказ, например, о животном. Какое это животное (домашнее или дикое, размер, форма, чем покрыто, что ест, где живет, чем питается, как называются детеныши, взаимодействие с человеком. Предварительно, в соответствии с тематическим планированием, набрав на всех видах образовательной деятельности в течении недели информацию по теме, словарный запас, (например «Домашние животные») в конце недели ребенок составляет развернутый рассказ о животном с использованием мнемотаблицы.

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, я считаю, является наиболее актуальным, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей; приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; а в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Описание методики

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Цель данной методики: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Новизна методики заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с с общим недоразвитием речи (ОНР) и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

Преимущество мнемотехники - использование её как в совместной итак и в самостоятельной деятельности.

Мой акцент - работа с мнемотаблицами

Цель - научить детей составлять рассказы.

Задачи:

1. Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и пересказывать рассказы, заучивать стихотворения.

2. Развивать умения составлять рассказы.

3. Развивать психические процессы: память (различные виды, внимание, словестно - логическое мышление,

4. Развивать умственную активность у детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

5. Автоматизировать звуки в связной речи.

Применение методики «Мнемотехника» строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов) .

Для детей дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок – жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы возможно давать в одном цвете.

В дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования,

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Алгоритм работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

Я использую мнемотаблицы на лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей:

Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. (Приложение 3)

В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя.

Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, так как она многофункциональна.

Публикации по теме:

Буклет «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Лето Теплое, солнечное. Купаться, отдыхать, гулять. Лучшее время года. Каникулы. Ребенок Маленький, беззащитный. Смеется, радуется, растет.

Использование отдельных модулей сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи «Использование отдельных модулей сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» Цель: Развитие аналитического восприятия.

Мастер-класс для воспитателей «Применение игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста» Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать аудитории, активно использующей в работе здоровьесберегающие технологии, целесообразность.

Мастер-класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: создание цветов в технике квиллинг. Задачи: формировать умение скручивать бумажные полоски в роллы, развивать творческие способности.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Весна» Задачи: - закрепить представления детей о весенних изменениях в природе; - систематизировать словарный запас по данной теме; - упражнять.

Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной.

Практическое применение музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста 2.1. Рекомендации для педагогов по проведению музыкотерапии с детьми На успешность проведения занятий положительно влияют позитивная личность.

Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией .

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Цель: Содействие  речевому  развитию с помощью сказкотерапии, обогащение словаря,  развитие образного строя и навыков связной речи через.

Применение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возраста Выступление на Фестивале педагогических идей с презентацией музыкального творческого проекта: «Применение инновационных методов и технологий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение методики «Мнемотехника» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Опубликовано: 5 ноября 2017 в 01:51
+79Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД