Ольга Токарева
Применение песочной терапии в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог Токарева Ольга Александровна.
Применение песочной терапии с детьми ЗПР
Актуальность. Рисование песком доступно и полезно всем детям. Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих духовно-нравственному и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровье сберегающих воздействий, которая основана на арт-терапии, а также с целью сохранения и восстановления здоровья детей. Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние ребенка. Песок это медитативный, расслабляющий материал – в общении с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Процесс рисования песком благотворно действует на гиперактивных и детей с ЗПР, а также детей с мышечным гипер- и гипотонусом. Прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Обучение детей с ЗПР наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для реализации здоровье сберегающего обучения целесообразно включать в занятия игры, которые «лечат».
Публикация «Применение песочной терапии в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Песочная анимация по теме : «Зимний лес».
Цель технологии: профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком, развитие когнитивных процессов и творческого интереса.
Задачи: создать условия для снятия психоэмоционального напряжения, развивать навыки мелкой моторики и зрительно-моторной координации, закрепить знания о времени года, формировать когнитивные процессы.
Оборудование: песочные столы, обеспыленный песок 0,1-0,3 фракции, ламинированные картинки с изображением: снегиря, лисы, волка, медведя; цветные камушки, игольчатые резиновые мячи разных размеров и поверхностей (шарики су джок).
Время проведения 15 мин.
Форма: подгрупповая, в количестве трех детей.
Ход занятия:
Психолог (П) : Ребята, поприветствуем друг друга глазками (дети смотрят друг другу в глаза и подмигивают). А теперь с большим стараньем мы займемся рисованьем! А что же нам нарисовать? Нужно нам загадку отгадать! А что бы быстро отгадать, нужно мячик взять и покатать!
Дети, каждый раз при загадывании загадки психологом, берут резиновые разноигольчатые мячи, шарики суд-жок терапии, для раздражения поверхности ладони.
П: Крыша в шапке меховой, белый дом над головой,
Двор в снегу, белы дома, это к нам пришла. (зима).
П: Молодцы! Нарисуем детвора небо зимнее: солнце, тучки снеговые.
С тучек падает снежок…
Дети катают мячом (резиновый игольчатый мяч) по песку.
П: Много снега нападало на землю и получились сугробы.
Дети рисуют сугробы боковой поверхностью кисти.
П: Ребята, сейчас мы нарисуем зимний лес. Какие бывают деревья зимой? (оголенные, без листьев, в снеговых шубах, белые).
Дети рисуют три дерева: оголенное, в зимней шубке, ель. Применяя технику рисования большим пальцем (ствол дерева) и двумя указательными одновременно (ветви деревьев).
П: Ребята, птичка в наш зимний лес летит! Кто такая? Нужно нам загадку отгадать!
Зимой на ветках яблоки! Попробуй собери,
И вдруг спорхнули яблоки, ведь это. (снегири).
Дети выбирают картинку с изображением снегиря и кладут в песочницу, где нарисовано дерево.
П: Ребята, лес – это дом для животных. Какие животные в лесу живут? (дикие).
Давайте в наш зимний лесочек зверей поселим.
А для этого нам нужно загадки разгадать, да следы нарисовать
И так,
Ходит ражая краса, очень хитрая. (лиса).
Дети рисует следы ( вместе пальцы: большой, безымянный и мизинец, выбирают и кладут в песочницу картинку с изображением лесы.
Он зубами щелк да щелк, рыщет в чаще серый. (волк).
Дети рисует следы ( вместе пальцы: большой, указательный и средний, выбирают и кладут в песочницу картинку с изображением волка.
Последнею загадку дети произносят вместе с психологом:
Летом бродит без дороги, между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь).
Дети рисуют под деревом в сугробе берлогу, кладут выбранную картинку медведя и посыпают ее песочком.
П: Ребята, а какой праздник бывает зимой (Новый год).
Давайте, украсим нашу елочку для зверей.
Дети украшают разноцветными камнями, бусами, любым предложенным цветным материалом.
Психолог и дети: Игрушки разноцветные на елочку повесили
Любуемся мы елочкой и всем нам очень весело!
Ребята, посмотрите, какой у нас получился красивый зимний лес! Ребята, давайте возьмемся за руки и скажем вместе друг другу «Спасибо!».
Рефлексия.