Сухорукова Анастасия Владимировна
Применение проективных игр на песке для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня методы песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.
Но не менее важно применение игр с песком для обучения и развития. Многие уникальные возможности песка до недавнего времени в данном направлении, практически не использовались. Вне зависимости от поставленных задач игры с песком развивают мелкую моторику, внимание, речь, способствуют развитию познавательной инициативы.
Публикация «Применение проективных игр на песке для развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Работа с песком позволяет создавать положительную мотивацию, которая столь необходимая для участия в любой педагогически-развивающей работе. Она позволяет создать наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, усвоение которых необходимо для детей в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Форма работы с песком разнообразна : использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
Говоря о песочной терапии очень важно затронуть вопрос применения проективных игр с песком.
Любое детское творчество, на песке, бумаге и т. д., а также стиль взаимодействия в ходе игры — все это есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей ребенка. Поэтому данное направление игр с песком называется – проективными играми.
Во время подобной игры создаётся естественная комфортная среда для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность. Проективные игры оживляют абстрактные образы, упрощают такие возможности как: формирование понятия сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
Проективные игры дают возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.
Благодаря таким возможностям применения, проективные игры с песком являются мощным методом для развития познавательной инициативы и активности ребенка.
Имеено через проективные игры, дети получают бесценный опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. При этом они получают возможность преодолеть множество эмоциональных и аффективных барьеров, которые так тяжело преодолеваются при применении классических методов когнитивной терапии или традиционного педагогического подхода. Играя с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент.
Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Cтроя картину из песка, ребенок переносит на песочный “лист” ландшафт внутреннего мира и “диспозицию” в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо). Этот опыт в виде “концентрата” попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, “круговорот переносов в природе”. Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный “лист”, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.
Игры с песком в группе направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 4-х и более детей. Если Вы имеете дело со “сложными” детьми (агрессивные, гиперактивные) лучше не собирать группу более 3-х человек - Вы будете четвертым.
Опыт применения подобных игр, и работы с песком вообще, показывает, что перенос традиционных педагогических занятий «в песочницу» дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели многие стандартные формы обучения.
1. Наблюдается выраженный рост желания ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
3. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
4. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
В заключении хочется ещё раз отметить большую развивающую роль песочных игр в работе с детьми дошкольного возраста. Используя игры и упражнения с песком на занятиях и в свободной деятельности, можно добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместной деятельности как с детьми, так и со взрослыми. Помимо этого значительно повышается проявление и уровень познавательной инициативы и активности. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом.