Папки-передвижки

Применение сказки в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Галина Петрова
Применение сказки в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.

Публикация «Применение сказки в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи : развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам)

Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Работая с детьми, по коррекции нарушений в речи я столкнулась со многими проблемами. Особо меня затронула проблема связанная с развитием связной речи. При коррекционной работе у детей наблюдалась скованность в высказываниях, односложные ответы на вопросы, дети составляли однотипные предложения. У детей возникали большие трудности в составлении рассказов. Так же я особо выделила проблему психофизического развития у детей. Дети отличались особой раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Как правило, ребята довольно быстро утомлялись.

Для меня стал вопрос подобрать такой метод, где затрагивались бы все компоненты развития личности. И развитие связной речи, и психофизическое развитие.

Проанализировав многие формы и методы работы с детьми, меня заинтересовал метод сказкотерапии. Этот метод, по моему мнению, более действенный при работе с детьми, так как все дети любят сказки. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, так как формирует веру в позитивное разрешение проблем. Дети лучше слушают сказку, чем рассказ, стараются пересказать её и дополнить своими мыслями.

Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике.

Исследованию сказок и методу сказкотерапии посвятила себя Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева которая собрала и обработала огромное количество материала по данной проблеме.

Андрей Владимирович Гнездилов определяет сказкотерапию как процесс воспитания «внутреннего ребенка». В методике Ольги Алексеевны Шороховой «Играем в сказку» основная задача - развитие связной, монологической и диалогической речи.

Целью моей работы стало включение эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, развитие психических процессов и эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Усовершенствовать систему коррекционной работы.

2. Способствовать обогащению лексического запаса.

3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

4. Развивать у детей умение самостоятельно строить свои высказывания.

Используя в работе элементы сказкотерапии, необходимо учитываем следующие особенности:

речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, дизартрия, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);

• недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; низкая работоспособность);

• специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность педагога. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки :

* используются простые, хорошо знакомые детям сказки,

* сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик

* возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком.

В работе с детьми использую следующие формы комплексной сказкотерапии :

Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).

Рассказывание сказок ( групповое: придумывание “по кругу” сказки, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Куклотерапия (пальчиковые, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).

Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).

Для развития психических функций в образовательный процесс вводятся сказочные персонажи. Зачастую перевоплощаться приходится самим, используются игрушки. А также большое внимание мы уделяем взаимодействию с социумом. Посещение театрализованных представлений, викторин, библиотек. Это способствует преодолению неуверенности в себе, стеснительности, достижению эмоциональной устойчивости, саморегуляции. Так же вызывает у детей речевой интерес, побуждает к речевой активности.

Хочу вам представить фото подгрупповых занятий с элементами сказкотерапии. Постановка сказок. Сказки ставятся не только на занятиях, но и на утренниках.

Итоговым продуктом работы со сказками являются рисунки детей, конструирование, лепка и аппликация сказочных героев.

В пополнении развивающей предметно-пространственной среды участвуют не только педагоги детского сада, но и родители с детьми.

Занятие строим, используя структурные компоненты, для того, чтобы “погрузить” в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия.

Структурными компонентами коррекционно-развивающего занятия являются следующие этапы:

В своей группе я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы работы со сказкой : кроме НОД, это разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

1 этап. Ритуал «входа» в сказку, во-первых, перед началом НОД с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.

Цель - создать комфорт и заинтересованность.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др., мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

2 этап. Повторение. Дети вспомнили знакомую сказку, ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (например : сказка «Золушка» - игра "Перебери крупу", образная игра "Варим кашу", создаем с помощью подручных средств задуманный образ и учим выражать его вербальными и невербальными средствами.

Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

3 этап. Проблемные ситуации

Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

• Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен "Снежная Королева).

• Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").

• Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц" русская народная сказка).

4 этап «Выход» из сказки. Выводы, какой урок можно вынести.

5 этап Дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.

6 этап. Творческие задания

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

Рассказать знакомую сказку по кругу.

• Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

• Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

• Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

• Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

• Разыгрывание придуманных сказок.

Работа со сказкой в образовательном процессе привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки,

- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).

Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

И как мы понимаем, именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.

4. Большева Т. Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.

5. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М. : “Информационный центр психологической культуры”, 2000.

6. Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.

7. Прохорова Е. В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб. 1995.

8. Шорохова О. А. Играем в сказку : Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Рекомендации родителям

• Если малыш слишком мал, чтобы уметь читать, на помощь, конечно, приходят родители.

• В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т. п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему. Лучше попросите кого-нибудь из близких «подменить» Вас.

• Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней, ведь дети без труда поддаются эмоциональному заражению.

• Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.

• Вы должны знать, насколько устойчиво внимание Вашего ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.

• Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.

• После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими :

- О чем сказка?

- Что запомнилось больше всего?

- Какие герои запомнились? Почему?

- Что случилось с тем или иным персонажем?

- Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было

радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?

- Какие чувства, какое настроение после сказки?

- Случается ли такое в жизни, по-настоящему?

- Случались ли у тебя похожие ситуации?

- Чему мы можем научиться у этой сказки?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение сказки в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 22 января 2020 в 11:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД