Анастасия Рассказова
Применение сказкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказова А. Н, Воронченко М. В
На базе нашего детского сада, функционируют две группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья.
Работая с такими детьми приходится наблюдать, что у них снижен запас и представление об окружающем мире. Дети не знают многих явлений окружающего предметного мира, социальной сферы и часто имеют представление лишь о том, что было в их практике.
Публикация «Применение сказкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
При нарушении умственного развития неблагоприятным фактором оказывавается низкий уровень любознательности и замедленная обучаемость, т. е. плохая восприимчивость нового. К сожалению в нашей группе есть детки не обучаемы.
Для таких детей характерна повышенная тревожность, агрессивность, фиксирование на страхах, также неустойчивая эмоциональная сфера, расторможенность поведения. Дети очень шумные, часто ссорятся, порой обижают друг друга.
Для того, чтобы скорректировать данные нарушения, научить детей слушать друг друга, понимать, уступать друг другу, оценивать поступки свои и героев сказки в своей работе применяем сказкотерапию используя различные виды театра:
-Пальчиковый театр, который дети очень полюбили, у них появляется восторг, радость, когда они самостоятельно оденут куклу на пальчик.
-Театр-банок несет определённую функцию он помогает детям у которых очень слабо развита мелкая моторика, ребята более свободно переставляют банки с изображением персонажей по столу.
-Картонажный театр «Волк и козлята»- очень удобен для наших деток.
-Также в нашей группе есть вязаный шапочки героев сказки «Теремок», которую дети с удовольствием и интересом проигрывают.
-Различные картонные шапочки с изображением животных, природных явлений, сказочных героев помогают нам в сочинении и проигрывании различных сказочных ситуаций.
-Сказочные пазлы : «Репка», «Колобок» способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, мышления и в дальнейшем, когда пазлы собраны и получился сюжет сказки, взрослый совместно с детьми ее рассказывают.
-Рассказывание и показывание сказки на фланелеграфе формирует в наших детях усидчивость, внимание, умение слушать, что немаловажно для них.
Уголок-ряжения одна из любимых игровых зон. Здесь у нас большое разнообразие костюмов. Ребятишки любят перевоплощаться в различных героев (мушкетер, телепузик, пингвинёнок и т. д, конечно их игры и проигрывание (сказок) отличаются от детей общеобразовательных групп, ведь у нас многие дети не говорят или имеют плохую речь. Но все равно они стараются в силу своих возможностей.
-Для игр- драматизаций подбираем сказки, в содержании которых имеются диалоги между героями. Например : «Теремок», «Колобок».
В процессе игры даем детям возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая действовать в условиях воображаемой ситуации- этому способствует подбор костюмов.
Играя, дети развиваются. Сказки, сказочные игры, упражнения действительно служат средством коррекции развития детей.
Развитие личности ребенка может быть более эффективно, если он не просто представляет себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Наблюдаем, как сказка побуждает детей сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах, явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Чтобы работать со сказкой пришлось приложить не мало сил. При помощи родителей создан сказочный уголок, в который входит:
-библиотечка с различными сказками;
-Большое разнообразие театров;
-Плоскостной театр;
Теневой театр- это профилактика страхов;
Большое разнообразие кукольного театра (вязаный, тряпичный) и различных атрибутов, которые помогают ребенку войти в роль, в образ и в слушание сказки.