Получи документы

Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий

Елена Василатий
Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий
▼ Скачать + Заказать документы

Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий

МОУ «Чобручская СОШ № 3»

Районное МО

учителей начальных классов

Доклад

на тему:

«Применение современных образовательных технологий

как условие формирования

универсальных учебных действий»

Подготовила:

Василатий Елена Андреевна

учитель начальных классов

с. Чобручи, 2017 год

Добрый день, уважаемые коллеги!

Публикация «Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий» размещена в разделах

Мы рады приветствовать вас на заседании районного МО учителей начальных классов, тема которого: «Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий» (слайд 1)

Мне хочется начать своё выступление словами Жан Жака Руссо (слайд 2) «Если вы мне расскажите, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню!»

Какими инструментами пользуется современный педагог для выращивания молодого поколения имеет важное значение.

(слайд 3) Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения

Решить эту задачу средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения, невозможно. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в «субъект» образовательного процесса и приходит в школу (слайд 4) «учить учитьСЯ», т. е. учить себя. Не только получать знания, которые передает ему учитель, но самостоятельно добывать эти знания и пользоваться ими в жизни.

Цель семинара: (слайд 5) Раскрытие системы работы учителей начальных классов по формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся через использование и внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс.

- Давайте вспомним, что такое УУД? (слайд 6)

УУД это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Различают основные виды УУД: (слайд 7)

• Личностные действия

• Регулятивные действия

• Познавательные действия

• Коммуникативные действия

(слайд 8) Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

(слайд 9) Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

(слайд 10) Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и обработки необходимой информации, логические действия и операции.

(слайд 11) Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

В основу деятельности нашего МО во внедрении стандартов второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении и воспитании, формировании УУД с применением современных образовательных технологий

(слайд 12) Современные технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника.

(слайд 13) Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю :

-отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в -различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

(слайд 14) Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»?

«Технология» -это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

(слайд 15) В самом общем виде технология – это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный» вид продукции или её составную часть.

В современной педагогике существуют множество технологий. Мы хотим предложить те технологии, которые нашли отклик в нашей работе, которые прижились именно в нашей школе.

(слайд 16) Итак, в своей работе для эффективного формирования и развития УУД мы используем следующие современные образовательные технологии : игровые, метод проектов, обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, проблемное обучение и здоровье сберегающие.

(слайд 17) Игровые технологии. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

• Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета

• В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)

Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используем игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась.

(слайд 18). Проектный метод

В начальной школе его можно рассматривать как индивидуальную, так и совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся. Он осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или группу уроков; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Проект – это «продукт», результат труда учащихся, для создания которого дети используют все свои знания, умения, раскрывают потенциальные возможности.

То есть проект – это “пять П” :

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

(слайд 19) Педагогика сотрудничества

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Основана ни использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения с целью совместного решения коммуникативных задач.

При работе парами дети учатся внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень, важно, чтобы его спросили, учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может в этот момент свободно сидеть и свободно общаться с товарищем. Такая работа детям очень нравится. Ограничение во времени помогает остановиться на обсуждении заданной проблемы, общаться по теме и не отвлекаться. Работа в парах организуется на различных этапах урока.

Парная работа сменяется групповой. Ученики объединяются в группы по 4-6 человек по инициативе учителя, который регулирует равновесие психологических качеств личности, тип мышления, лидерские качества.

При работе в группе важно распределить роли. Участники группы могут сами выбирать себе роли или же они заранее распределены учителем. Педагог назначает организатора, который распределяет роли внутри группы, следит за ходом обсуждения.

При организации работы в группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения учебной задачи.

(слайд 20) Информационно-коммуникационные технологии

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками, так как такой урок становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний.

(слайд 21) Повышается эффективность урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске, но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс, но и повысил мотивацию в обучении.

(слайд 22 - 23) Проблемное обучение – создание проблемной ситуации – удивления, затруднения - побуждение обучающегося искать новый способ объяснения или способ действия.

Проблемное обучение используется на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников.

Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.

(слайд 24) Технология критического развития мышления – это открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Некоторые приемы и методы технологии критического развития мышления:

(слайд 25) 1. Кластер.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное. Это кластер к уроку окружающего мира УМК «Школа России» к теме «Зачем нужны автомобили?»

(слайд 26 - 27) 2. Перепутанные логические цепочки.

«Перепутанные логические цепочки» или модификация приема «Ключевые термины». Расположение на доске или печатном материале ключевых слов, событий, процессов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

(слайд 28 - 29) 3. Верные и неверные утверждения

Суть приёма заключается в том, что в начале урока даётся ряд утверждений по новой теме. В ходе обучения, ученики должны оценить, как верные, так и неверные ответы и обосновать свой выбор. Приём «Верные и неверные утверждения» можно применить и при повторении домашнего задания. Или дать накануне ученикам самостоятельно изучить новый материал. А затем предложить поработать с утверждениями.

(слайд 30) 4. Синквейн.

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила. Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных (причастия, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола (деепричастия, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – синоним - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

(слайд 31) Здоровье сберегающие технологии. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах уроков, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

(слайд 32) В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаются физкультминутки, танцевально-ритмические паузы, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику.

(слайд 33) Выбираются физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то используются упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - дыхательную гимнастику.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Результатом использования современных образовательных технологий является положительная динамика уровня сформированности универсальных учебных действий :

(слайд 34, 35, 36, 37) Уровень сформированности УУД обучающихся начальных классов

МОУ "Чобручская СОШ № 3" в 2016 - 2017 учебном году

УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Уровень Н С В Н С В Н С В Н С В

1 класс 30% 50% 20% 28% 53% 19% 25% 41% 24% 20% 63% 17%

2 класс 23% 49% 28% 21% 50% 29% 19% 45% 36% 17% 58% 25%

3 класс 16% 43% 41% 14% 43% 43% 13% 42% 45% 14% 52% 34%

(слайд 39) Как никогда актуальны слова Иоганна Гё те: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»

(слайд 40) Закончить нашу встречу хочу стихотворением:

Живём в эпоху нано технологий,

И каждый год даёт нам новый старт,

На перспективе - освоение журналов электронных,

А ныне новый наш - образовательный стандарт.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Хотелось бы, чтоб дети в каждом классе

Светились от улыбок и любви,

Твори, дерзай и вдохновляй, учитель,

В век инноваций, новизны!

Публикации по теме:

Применение социо-игровых технологий в ДОУ как условие успешного развития дошкольников в рамках реализации ФГОС В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.

Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек.

Доклад «Формирование и развитие базовых учебных действий как основы реализации образовательного стандарта» Программа формирования базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Она конкретизирует.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.

Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях В своей работе я использую передовые образовательные технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей детей. Современные педагогические.

Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольникамиИспользование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками Соавторы: Пархоменко Надежда Сергеевна, Хакимова Роза Дагеевна. Актуальность: На современном этапе развития дошкольного образования происходят.

Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях и внеурочной работе. Детское.

Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностейЭффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей 25 ноября в МБДОУ № 3 прошел педагогический совет №2 по теме «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи.

План семинара-практикума «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента» Планирование постоянно действующего семинара - практикума «Применение современных образовательных технологий при реализации регионального.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 15:25
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий» (включая файлы) размещена пользователем Елена Василатий (УИ 464201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД