Получи документы

Применение современных педагогических технологий посредством интеграции содержания учебных предметов в начальной школе

Бабушкина Галина
Применение современных педагогических технологий посредством интеграции содержания учебных предметов в начальной школе

Тема: Применение современных педагогических технологий через интеграцию содержания учебных предметов в начальной школе.

Бабушкина Г. А. учитель начальных классов, высшей квалификационной категории,

МАОУ СОШ №17 г. Тобольск

Публикация «Применение современных педагогических технологий посредством интеграции содержания учебных предметов в начальной школе» размещена в разделах

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т. д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. За годы работы в школе меня всегда интересовало «Применение современных педагогических технологий в начальной школе».

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся. С введением ФГОС учитель получил четкий алгоритм: чему, как и на что опираться в своей работе. Это большое подспорье.

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В основу моей деятельности во внедрении стандартов ФГОС второго поколения положен системно - деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, т. к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода.

Техника взаимодействия учителя с учеником при деятельностном подходе осуществляется через применение технологий качественного обучения.

В своей работе применяю самые современные педагогические технологии, направленные на решение учебных задач

• Проблемное обучение

• Использование исследовательского метода в обучении

• Проектные методы в обучении

• Игровые методы

• Обучение в сотрудничестве

Интеграция предметов в начальной школе.

Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей, дать шанс самым неуверенным учащимся.

Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям. Работу с ними начинаю с диагностики. Изучив результаты диагностики, составляю индивидуальный план развития каждого ученика. Это дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. Считаю, что интеграция содержания учебных предметов в начальных классах определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь дает следующее толкование этих понятий:

«Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования».

Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень.

Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Они способствуют формированию целостной картины у учащихся, пониманию связей между явлениями, в обществе и мире в целом, помогают получить умения применять знания одной из дисциплин к знаниям другой.

Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов. Работая в сотрудничестве с учителями Гацелюк И. А., Казаковой И. В. разработали интегрированные уроки по предметам :

-обучение грамоте – письмо – литературное слушание технология.

- литературное чтение – русский язык – музыка,

- окружающий мир - математика (пример урока)

Особенностью интегрированного урока является то, что в этом процессе могут участвовать два или три, а может и больше педагогов. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во многом зависит это от учителей. Но необходимо помнить, что урок - важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуем все главные задачи интегрированного курса и приходим в итоге к успеху или неудаче, если не сумели этого сделать. Поэтому ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателем уровня интегрированности. В начальных классах она носит свои особенности. Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т. к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала)

Принципы интегрированного обучения, призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся:

синтезированность знаний - целостное, систематизированное восприятие способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.

• Углублённость изучения - более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

• Практическая значимость проблемы - обязательная реализация рассматриваемой проблемы в практической ситуации.

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:

- беседы, дискуссии, игры и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования,

олимпиады,

- наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные

занятия, исследовательскую деятельность.

Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Детские кроссворды, загадки, ребусы, викторины использую на интегрированных уроках. Они способствуют формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий учащегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Как сформировать Универсальные учебные действия на интегрированных уроках?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Обучает детей приемам работы в группах.

4. На уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку.

5. Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Включает детей в открытие новых знаний.

7. Учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

8. Учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

9. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Заключение

Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения, который характеризуется:

в повышении уровня знаний учащихся по предмету,

в изменении уровня интеллектуальной деятельности,

в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д. ;

в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция содержания предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Литература:

Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.

Бахарева Л. Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.

Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.

Ильенко Л. П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.

Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования? Народное образование. - 1996. - №1.

Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» "Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах" После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещенииВсероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещении Уже не первый год мы с моей подругой (сестрой по духу и коллегой по совместительству) принимаем участие во Всероссийском педагогическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение современных педагогических технологий посредством интеграции содержания учебных предметов в начальной школе
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 12:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД