Ишханян Виктория
Применение современных технологий в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сегодня в России существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя научно обоснованные подходы и методики обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии ребенка приводят к его “выпадению” из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры может не знать, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специфичных средств, методов обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются не достаточно эффективными способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с “социальным вывихом”, преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего “обходные пути”, специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Закономерно, что разработка средств обучения детей с особыми образовательными потребностями всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики.
Публикация «Применение современных технологий в работе с детьми» размещена в разделах
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. страны Западной Европы и США переходят к строительству открытого гражданского информационного общества. Основная идея этих технологий состоит в том, чтобы “компенсировать” и “сверхкомпенсировать” за счет компьютера имеющийся недостаток развития ребенка, и таким образом облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и доступ к массовому образованию и, в конечном итоге, достигнуть социальной полноценности.
Внедрение информационных технологий в отечественной педагогике начинается под влиянием западного опыта, в момент кардинальной реконструкции государства, образовательной системы в целом, активного переосмысления созданной к началу 1990-х гг. системы специального образования и дискуссии о путях ее развития в сложившихся условиях.
Доклад: Применение информационных технологий в педагогике современных учителей и воспитателей.
На сегодняшний день в России заложена научно-практическая база в области применения информационных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями. (Кукушкина О. И., Королевская Т. К., Гончарова Е. Л., Корзун З. М. и др.). В стране активно разрабатывается концепция национального программного обеспечения для сферы специального образования и создан ряд программ, которые активно внедряются в специальных школах
В сложных условиях переходного периода в развитии системы специального образования важно обозреть области приложения информационных технологий в системе специального образования, осмыслить уникальные инструментальные возможности компьютера, продолжать разрабатывать методики использования информационных технологий в системе специального и профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями.
Актуальным на сегодняшний день остается вопрос терминологии – происходит путаница понятий, а ведь близкие по смыслу и пересекающиеся понятия не являются идентичными. Самым объемлющим термином является информационные технологии (ИТ). В широком смысле он подразумевает под собой способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В словосочетании ИТ выражена определяющая роль, которую в современном обществе играет не информация сама по себе, а именно конкретные способы и механизмы оперирования ею.
К ИТ относится создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютерные технологии и т. д. Все ИТ можно разделить на две большие группы - традиционные и современные ИТ. Такое деление связано с тем, что все предшествовавшие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации. Собственно интеллектуальная деятельность до последнего времени осуществлялась "вручную".
Средствами осуществления современных ИТ является компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии. В отличие от всех других технологий, современные ИТ являются культурогенными и гносеогенными.
Возникновение современных ИТ имеет своим последствием создание интеллектуальной технологии, то есть программных продуктов и комплекса научных дисциплин, обеспечивающих рождение принципиально нового феномена в истории мировых цивилизаций и культур.
Современный период образования характеризуется процессом информатизации, который предполагает реализацию возможностей информационных технологий для совершенствования методов обучения, воспитания. Информатизация обучения требует от учителей профессиональной компетенции, которая выражается, прежде всего, в умение использовать средства изучения и обучения ребенка, основанные на ИТ.
Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, они обеспечивают
- большую информационную емкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);
- интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика – повышается их работоспособность, активизируется познавательная деятельность;
- создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника – мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;
- создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку.
- учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами.
- качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения, которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений.
- возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей.
- Изменение ситуации взаимодействия: учитель – ученик, ситуация меняется на: учитель + ученик – компьютер – происходит смена акцента взаимодействия.
- Насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.