Хусаинова Алена
Применение средств гимнастики в процессе оздоровления младших школьников с ослабленным здоровьем
▼ Скачать + Заказать документы
А. Н. Хусаинова,
Студентка заочного отделения
Факультета физической культуры
Группа 7-40
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
Аннотация. Статья посвящена раскрытию проблеме оздоровления детей младшего школьного возраста, через занятия гимнастикой.
Ключевые слова: младший школьный возраст, оздоровление детей, гимнастика.
Публикация «Применение средств гимнастики в процессе оздоровления младших школьников с ослабленным здоровьем» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Состояние здоровья детского населения – критерий благополучия любого высокоразвитого государства. За последнее десятилетие специалисты отмечают тенденцию ухудшения здоровья детей младшего школьного возраста в нашей стране. Так, по статистике около 76% детей, поступающих в 1 класс, относятся к категории здоровых. Уже к окончанию начальной школы эта цифра снижается до 53% .
По данным статистики можно утверждать, что оздоровительная работа в школе не привлекает должного внимания ни руководителей школ, ни самих учителей. Физическое воспитание учеников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность, требуют совместных усилий педагогов и врачей. Физиологически доказано, что двигательная активность необходима в любом возрасте, наиболее выражена она у детей [3].
Здоровье определяется уровнем физического развития и подготовленности, редкие респираторные заболевания, защитными свойствами иммунной системы, отсутствие врождённых и хронических патологий, а также наличие установок на здоровый образ жизни.
Для решения вопроса оздоровления детей в школьном возрасте разработано множество оздоровительных и здоровьесберегающих технологий. Однако специалисты едины во мнении, что ведущим методом укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения является физическая культура. К одному из доступных видов физической активности для школьников относится гимнастика [1].
Гимнастика является эффективным средством гармонического развития личности школьников, их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности средствами физических упражнений. Самое главное гимнастика носит оздоровительных характер, что очень важно для детей младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем. Оказывая существенное воздействие на функционирование различных систем организма человека, комплексы оздоровительной гимнастики оказывают влияние на улучшение физического и эмоционального состояния занимающихся [1].
Оздоровительная гимнастика полезна для здоровья по ряду причин.
Укрепляется опорно-двигательный аппарат: увеличивается объём и силовые показатели мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам. В процессе занятия по гимнастики у детей с ослабленным здоровьем улучшается кислородное питание мышц, включаются в работу кровеносные капилляры, которые в покое не задействованы — больше того, образуются новые кровеносные сосуды.
Под влиянием регулярных занятий гимнастикой изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу протеинов и образованию новых мускульных клеток. Систематические занятия гимнастикой препятствует развитию таких заболеваний органов опоры и движения, как остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, артроз, атеросклероз, остеопороз [2].
Укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений. Занятия гимнастикой способствуют постоянному формированию новых условных рефлексов, которые закрепляются и складываются в последовательные ряды. Организм обретает способность приспосабливаться к более сложным нагрузкам и совершать упражнения более эффективным и экономным образом для достижения нужных результатов. Скорость нервных процессов увеличивается : мозг учится быстрее реагировать на раздражители и принимать верные решения.
Улучшается работа сердца и сосудов. Влияние гимнастики на организм младшего школьника делает сердце и сосуды более выносливыми. Тренировки заставляют все органы работать в интенсивном режиме. Мышцы при нагрузках нуждаются в повышенном кровоснабжении, что заставляет сосуды и сердце перекачивать больший объём насыщенной кислородом крови за единицу времени. В покое сердце выталкивает в аорту примерно 5 л крови за одну минуту: при тренингах это количество увеличивается до 10 и 20 л. Сердце и сосуды у занимающегося гимнастикой ребенка быстро привыкают к нагрузкам и так же быстро восстанавливаются после них [3].
Улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках ввиду увеличения потребности тканей и органов в кислороде, дыхание становится более глубоким и интенсивным. Количество воздуха, проходящего через органы дыхания за минуту, увеличивается с 8 л в состоянии покоя до 100 л при занятиях оздоровительной гимнастикой. Увеличивается и жизненная ёмкость лёгких. Повышаются иммунитет и улучшается состав крови, дети начинают меньше болеть.
При занятии гимнастикой, дети младшего школьного возраста, имеющие отклонении в здоровье - болеют реже, и если подвергаются агрессии бактерий или вирусов, то справляются с нею гораздо быстрее.
В занятия гимнастикой для оздоровления детей младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем можно использовать ритмическую гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику на расслабление мышц, включать гимнастические упражнения с предметами, тогда цель по оздоровлению, ослабленных детей средствами гимнастики в большой мере зависит от правильного выбора и рационального применения комплекса физических упражнений, их дозировки, интенсивности и объема, а также от условий, в которых происходит организованная или самостоятельная двигательная деятельность, будет достигнута.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы здоровьесбережения в процессе физического воспитания в образовательных учреждениях [Текст] : материалы Всерос. науч. -практ. конф, 25 мая 2007 г. / Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2007. - 218 с.
2. Еншина, И. Советы врача [Текст] : описание занятий по ЛФК для начальной школы / И. Еншина // Спорт в школе. - 2012. - № 11. - С. 19-21
3. Копылов, Ю. А. Оздоровление ослабленных детей младшего школьного возраста [Текст] / Ю. А. Копылов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1. - С. 64-71.