Прокопьева Елена Алексндровна
Применение элементов Монтессори-технологии в системе работы современного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Применение элементов Монтессори-технологии в системе
работы современного дошкольного образования.
Современный человек вынужден существовать в реальности, где не господствует порядок, стабильность и равновесие, а все природные и социальные системы находятся в постоянно протекающих изменениях. Возрастает роль способности к самоорганизации как процесса и адаптации к изменившимся условиям жизни. В этой связи, система образования сегодня – это не «насыщение» человека необходимой информацией и сведениями об окружающем мире, но и формирование его внутреннего мира как фундамента личностного становления человека, способного адаптироваться к современному миру.
Публикация «Применение элементов Монтессори-технологии в системе работы современного дошкольного образования» размещена в разделах
Основной целью занятий в ДОУ долгое время являлось формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду. Современное реформирование системы образования даёт ДОУ социальный заказ иного содержания. Актуальным становится не определённая сумма знаний, умений и навыков дошкольников, а развитие их творческого потенциала, проявление активности в получении знаний. Важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Монтессори-технология даёт ребёнку основную базу для формирования всесторонне-развитой личности ребёнка. Она основывается на разумном соотношении между свободой и чёткой структурой специально предназначенной для ребёнка, вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные и подобранные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребёнка.
Основные принципы Монтессори-технологии.
1. Специально подготовленная среда
Предметное окружение и дидактическая среда должны обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Предметы окружающие детей должны соответствовать росту и силе: лёгкая мебель, низкие шкафчики, открытые полки на которых в определённом порядке расположены дидактические материалы (слева-направо, по мере увеличения сложности, все материалы привлекательны, безопасны, представлены в одном экземпляре.
В результате мы получаем:
*всесторонне-развитого ребёнка во всех направлениях психической деятельности
*ребёнок имеет возможность свободно изучать окружающие его вещи, проявляя инициативу, познавательную активность, доверие к окружающему миру;
*взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (например,сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математической)
2. Свобода выбора
Необходимо дать возможность ребёнку самостоятельно выбирать деятельность, игровой дидактический материал, продолжительность и партнёров игрового взаимодействия.
Результат:
*ребёнок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
*учится делать выбор;
*учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены игровой деятельности и её продолжительность;
*свобода выбора формирует инициативность в ребёнке.
3. Наличие определённых правил работы в Монтессори-среде
Соблюдение правил:
-поиграл - убери за собой;
-работа на ковриках;
-по классу передвигаемся тихо;
-твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
Результат:
*приучение к порядку;
*умение организовать своё рабочее место;
*умение организовать своё рабочее пространство;
*умение нести ответственность за собственный выбор;
*потребность в завершении действия (когда незаконченное дело доставляет дискомфорт);
*развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
*соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребёнка (насколько готов принимать правила общества, содействует развитию внутренней дисциплины.
4. Подготовленный педагог
Основная задача педагога состоит в том, чтобы понять и учесть потребности каждого ребёнка и предоставить возможность в удовлетворении их с учётом темпов и особенностей развития, организовать необходимую предметно-развивающую среду и оказать помощь в случае необходимости. Ребёнок способен организовать свою собственную деятельность, пойти
собственным уникальным путём, реализовать свою природу. Дети – активные участники процесса. «Не делай за рёбёнка то, что он может сделать сам!» Помощь взрослого должна быть минимальной. Всё, что ребёнок может сделать самостоятельно – он делает сам! «Помоги мне это сделать самому!» - главный девиз Монтессори - технологии.
В результате происходит:
*развитие уверенности в собственных силах, самостоятельности, решительности;
*формирование адекватной самооценки;
*более интенсивное овладение и усвоение различных навыков;
*удовлетворение потребности во взрослении.
5. Разновозрастные группы
Это присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определённом диапазоне. Подключение детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребёнок. Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.
Ребёнку это даё т:
*удовлетворение потребности в чувстве собственной значимости;
*умению задавать вопросы и отвечать на них;
*высокое развитие социально-адаптивных навыков за счёт опыта общения с разными возрастами;
*дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
*младшие имеют возможность учиться у старших, старшие приобретают лидерские качества, формируется чувство ответственности.
6. Контроль ошибок
В игровых Монтессори материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребёнку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.
Результатом является:
*развитие поисковой активности ребёнка, самоконтроля действий;
*формирование адекватной самооценки;
*развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребёнок может обнаружить и исправить собственную ошибку.
7. Отсутствие оценок взрослого
Не давать постоянных оценок ребёнка и его деятельности.
Необходимо научить ребёнка самого адекватно оценивать собственную деятельность. Проявлять своё отношение через собственные чувства.
Этот принцип даёт ребё нку:
*независимость от чьей-либо оценки;
*формирование позитивного образа «Я», уверенности в себе;
*умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
*ребёнок работает с игровым материалом только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оцеку.
8. Отсутствие соревновательного мотива
Не сравнивать ребёнка с другими. Одной из стимуляции к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-сегодня» и «Я-вчера», а не «Я в сравнении с другими». Это способствует:
*формированию позитивной самооценки,
*благоприятного образа «Я»;
*самодостаточности;
*уверенности в себе.
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь, двух одинаковых жизней не бывает. Мария Монтессори считала главной задачей, целью души самореализацию, саморазвитие, самовоспитание. Человек может достичь своего максимума только через опыт мысли, чувства, действия. Если человек лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя и свои возможности.
Список литературы:
1. Борисова О. Ф., Залеская А. А. Образовательная программа для групп 3-6 лет по методу Монтессори – Снежинск, 2002 – 52с.
2. Дельфина Жиль Котт. Большая энциклопедия раннего развития Марии Монтессори. - М. : Изд-во АСТ, 2016. - 208с.
3. Танникова Е. Б. Монтессори – группы в ДОУ. – М. :ТЦ Сфера,2007-80 с.
4. Уроки Монтессори. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 63с.
5. Фаусек Ю. И. Педагогика Марии Монтессори. –М. :Генезис, 2007.-368с.
Прокопьева Елена Александровна
учитель-дефектолог,
МБДОУ «Д / с КВ №16», г. Ачинск.