МААМ-картинки

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях со слепыми детьми в ДОУ III-IV вида

Ольга Юрьевна Важова
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях со слепыми детьми в ДОУ III-IV вида

Здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни. К сожалению, практически здоровых детей в нашем современном мире очень мало. В связи с недостаточным уровнем физического развития слепых детей возникла необходимость совершенствования двигательного режима в ДОУ путем применения здоровьесберегающего воспитания.

Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях со слепыми детьми в ДОУ III-IV вида» размещена в разделах

Решая проблему здоровьесбережения в коррекционном учреждении III-IV вида, необходимо создавать такую систему работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, способствующую сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья слепого ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии направленны на решение следующих задач:

- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей в ДОУ III-IV вида;

- сохранение, укрепление здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;

- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Цель педагога – построить образовательную деятельность в контексте оздоровительной направленности, т. е. организовать образовательную деятельность с акцентом на использование технологий сохранения и стимулирования здоровья, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. В коррекционно- образовательном процессе должно быть четкое распределение нагрузки на занятия с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья детей.

Каждый ребенок должен получать оптимальную нагрузку с учетом своей подготовленности, группы здоровья и диагноза. Также, задача воспитателей развивать интерес к занятиям физкультурой, формировать потребность в здоровом образе жизни.

Физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием.

Для того чтобы воспитать у детей привычку к здоровому образу жизни, необходимо соблюдать основные принципы здоровьесбережания в ДОУ, а именно:

-принцип «не навреди»;

-принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

-систематичности и последовательности;

-принцип доступности и индивидуальности;

- всестороннего и гармонического развития личности;

-системного чередования нагрузок и отдыха.

В группе с ТНЗ разработан и внедрен в систему образовательной деятельности комплекс оздоровительных мероприятий, включающий в себя различные формы работы в течение дня.

Утренняя гимнастика - является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

В группе с ТНЗ проводятся различные формы утренней гимнастики, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей детей в движении: игровая, сюжетная-ролевая, гимнастика по принципу круговой тренировки, в форме оздоровительного бега и т. д.

Утренняя гимнастика всегда проводится под музыку, которая поднимает настроение, организует движение детей, помогает усваивать и понимать движения тела.

Чтобы у детей поддерживать интерес к физической культуре в группе проводятся различные варианты физкультурных занятий:

- занятия традиционные, где соблюдается структура занятия;

- игровые занятия, построенные на основе народных подвижных игр (большой, средней, малой интенсивности, в виде игр и эстафет с использованием различного оборудования, и различных специальных игрушек, звучащих мячей и т. д.

- занятия по обучению спортивным играм и эстафетам;

- сюжетно-игровые занятия, т. е. занятия, построенные на едином сюжете «Прогулка по лесу», занятия по сказкам: «Колобок», «Репка» и т. д.

- занятия, построенные на песенно- танцевальном материале;

- индивидуальные занятия, где для подобраны упражнения в соответствии диагнозу и физическому развитию детей;

Развитие и совершенствование всестороннего физического воспитания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование физкультурных занятий в группе с ТНЗ имеет огромное значение. Оно предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени и включает в себя систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учитывает основные физические принципы — систематичность, последовательность и т. д.

В ДОУ используются разные формы планирования, например, цикличное планирование с учетом смены времен года. Планирование составляется с учетом постепенного усложнение двигательного действия от возраста к возрасту, от группы к группе. Оно идет от примитивных форм движения по мере формирования навыка до появления новых, более координированных и сложных технических видов движений.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни в группе осуществляется средствами игровой деятельности с использованием дидактических пособий, специальных игрушек и спортивного инвентаря. Различные игровые методы и приемы обеспечивают гармоничное физическое и личностное развитие ребенка.

В группе с ТНЗ разработан проект «Здоровый ребенок» который предполагает индивидуальную работу с детьми по формированию основ здорового образа жизни с учетом основного и сочетанного диагноза ребенка, где помимо подвижных, пальчиковых, зрительных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр, отражены такие виды работы с детьми, как: наблюдения, экскурсии, экспериментирование, чтение и слушание литературы, беседы, познавательные занятия и др.

Обязательным компонентом всех видов занятий с детьми является физминутки, пальчиковая гимнастика и зрительная гимнастика. На занятиях и в режимных моментах используются элементы упражнений из психогимнастики (по Чистяковой, которые способствуют снятию психического, эмоционального перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т. д.

В комплекс оздоровительных мероприятий включены также упражнения по профилактике нарушений зрения, которые также проводятся в игровой форме.

Одним из компонентов рационально построенного режима дня, воспитания потребности в здоровом образе жизни являются прогулки на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. В зависимости от возраста детей прогулки имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. Летом работа по закаливанию ведется по специальной программе закаливания детей в летнее время и учитывает все особенности детей с ОВЗ.

Эффективным средством развития двигательной активности детей на прогулке являются подвижные игры под музыку, со словами и песнями. А так же игры с элементами спортивных игр и соревнованием, которые представляют собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движения.

Здоровьесберегающая деятельность в группе с ТНЗ осуществляется в следующих формах:

- медико- профилактическая технология;

- физкультурно-оздоровительная технология;

- технология обеспечения социально- психологического благополучия воспитанников;

- технология валеологического просвещения родителей;

В технологии обеспечения социально-психологического благополучия входит:

игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, арт-терапи, аромотерапия.

Музыкотерапия - укрепляет здоровье детей, развивает музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость, а так же творчество, фантазию. Развивает слуховое и зрительное внимание, повышает уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей.

Сказкотерапия – развивает речь, способности к сопереживанию, а так же развивает навыки общения и социально-коммуникативные навыки.

Песочная терапия – способствует развитию коммуникативной и познавательной сфер. Развивает осязание, мелкую моторику и ориентировку в микропространстве. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, а так же с помощью песка можно корректировать психическое состояние ребенка.

Куклотерапия — метод психологической помощи детям и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

Игротерапия активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности и воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию двигательной и волевой активности, происходит эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения, снятия проблем, неврозов, замкнутости.

Понятие «здоровый ребенок» дошкольного детства включает набор характеристик: жизнерадостность, активность, любознательность, устойчивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности.

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологийКонспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с ОНР «Транспорт» с элементами здоровьесберегающих технологий .

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» "Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах" После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях со слепыми детьми в ДОУ III-IV вида
Опубликовано: 23 декабря 2020 в 09:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД