Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста на основе метода проекта

Наталья Скворцова
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста на основе метода проекта

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты. Дошкольный возраст – это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Детей, начиная с раннего дошкольного возраста необходимо приучать соблюдать элементарные культурно-гигиенические навыки, учить правильно питаться, формировать привычку заботиться о своём здоровье.

В начале года мы провели диагностику для определения уровня физического развития детей. При обследовании детей было выявлено, что 88% детей имеют средний уровень физического развития и только 11,1% –высокий уровень. Дети с низким уровнем составляют -0%. Общаясь с родителями и проведя анкетирование, мы выяснили, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»). В связи с этим нами был разработан проект «Хочу быть здоровым Главное направление проекта – научить ребёнка быть здоровым, воспитывать у него потребность в здоровом образе жизни. Основной целью проекта стало – сохранение и укрепление здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий. Исходя из поставленной цели, были определены задачи:

1. Дать первоначальные простейшие представления о здоровом образе жизни. 2. Формировать первоначальные представления о себе, как человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности. 3. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. 4. Создать условия для благотворного физического развития детей. 5. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей. С целью реализации проекта мы оформили картотеку игр, физкультурных минуток, игровых упражнений, гимнастики (утренней, после сна, пальчиковой, дыхательной). Составили рекомендации, памятки для родителей. Разработали конспекты занятий, игр, физкультурных развлечений, досугов. Создали условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. В группе оборудовали «уголок здоровья», который оснащён необходимым оборудованием: мячи разного диаметра, обручи, массажёры для ладошек и ног, султанчики, вертушки для дыхательной гимнастики, шишки для метания, пособия для проведения утренней гимнастики и общеразвивающих упражнений (погремушки, флажки) и др. Изготовили дорожки для проведения закаливающих процедур (с пуговицами, ребристыми палочками, пробками, крупами). Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребёнка становится культура здоровья семьи. Поэтому мы старались привлекать и внимание родителей к проблеме по формированию здорового образа жизни детей. Реализация проекта включала в себя несколько этапов (блоков) и проходила в течение трёх месяцев. Все этапы строились на основе интеграции образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Основной целью первого этапа «Я – человек» стало формирование представлений о себе, как отдельном человеке. Для реализации этого блока мы использовали различные формы работы с детьми: НОД «Вот я какой!», «Тело человека» и др. ; дидактические игры «Ты моя частичка», «Что есть у игрушки», «Зеркало» и др. ; упражнения «Покажи свой нос, глаза, ушки и т. д.», «Спрячь ножки, ручки, глазки»; рассматривали с детьми схематическое изображение лица, тела человека «Это я!», «Моё лицо», рассматривали и фотографии, на которых дети узнавали друг друга и называли по имени; беседы «Скажи, как тебя зовут», «Что это?»; игры-релаксации «Дай ладошечку, моя крошечка», «Зайка прыгает на лужайке» с последующим массажем ладоней. Использовали так же и чтение художественной литературы.

Второй этап «Я расту здоровым», основной целью которого стало - формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, предусматривал использование здоровьесберегающих технологий, т. е. систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Для того чтобы выработать у детей полезную привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения, проводили утреннюю гимнастику, которая способствует оздоровлению организма, развивает силу мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. Чтобы гимнастика проходила эффективнее и увлекательнее мы использовали музыкальное сопровождение, так как музыка даёт хорошее настроение и вызывает положительные эмоции. Профилактические гимнастики имеют так же большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей. Для того чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, мы проводили бодрящую гимнастику после сна, которая способствует устранению некоторых последствий сна (вялости, сонливости, улучшению тонуса, нервной системы, усиливает работу основных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной и др.). Бодрящую гимнастику мы проводили в разнообразных формах: разминка в кроватке, гимнастика игрового характера. Использовали при этом и художественное слово. Массаж так же является важным средством оздоровления организма ребёнка. Поэтому в бодрящую гимнастику после сна мы включали и хождение по массажным дорожкам для профилактики и коррекции плоскостопия. Оздоровительный эффект заключается в том, что дети, получая нагрузку на мышцы стоп и, за счёт тактильного восприятия, укрепляют мышцы стоп, улучшают координацию движений. После проведения бодрящей гимнастики проводили с детьми закаливающие и гигиенические процедуры: умывание лица, рук, до локтей. Чтобы научить ребёнка правильно дышать носом, мы использовали дыхательную гимнастику, которую проводили в разные режимные моменты. Правильное дыхание способствует улучшению обмена веществ в организме ребёнка, благоприятно сказывается на функции центральной нервной системы, сердечной деятельности. Для большей заинтересованности детей проводили гимнастику в игровой форме, подбирали пособия (кусочки синтепона, пёрышки). Использовали гимнастику для глаз в образовательной деятельности и в режимных моментах. Эта гимнастика полезна для гигиены и профилактики нарушений зрения, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Немаловажное значение для оздоровления детей имеют пальчиковые игры и физкультминутки. Пальчиковые игры («Солнечный зайчик», «Домик» и др.) мы проводили индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно, в любой удобный отрезок времени. Эти игры тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, пространственное мышление, внимание, воображение. Физкультминутки проводили во время образовательной деятельности по мере утомляемости детей, для того, чтобы дети эмоционально расслабились, отдохнули. С целью развития физических качеств, повышения двигательной активности, проявления положительных эмоций и укрепления здоровья детей мы использовали подвижные игры («Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик» и др.). Участие детей в таких играх позволяет освоить и закрепить жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Игры проводили и в группе и на прогулке. Особое значение в воспитании здорового ребёнка мы придавали развитию движений детей в образовательной области «Физическая культура». В процессе этих игр (занятий) дети получают определённые двигательные умения и навыки. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Также в своей работе использовали музыкотерапию. Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а так же развивать концентрацию внимания. Музыку использовали перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоится и расслабится (звуки флейты, музыку «Волшебство природы», колыбельные и др.). Одним из первых и более доступных средств закаливания является прогулка, которую мы проводили ежедневно. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, во время прогулок на воздухе лёгкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа, а так же прогулка имеет большое значение для физического развития. На прогулках мы проводили индивидуальную работу по развитию движений, подвижные игры, развлечения, физические упражнения, тем самым давая возможность детям удовлетворить свои потребности в движении. Прогулка обеспечивает детям хороший отдых, создаёт у детей радостное настроение. Повышали знания детей о значимости зарядки для здоровья, интерес к выполнению физических упражнений, вызывали положительные эмоции. Давали представления о полезных витаминах. Чтобы сформировать представления о вкусной и полезной пище, мы использовали д/и «Узнай и назови овощи», «Чудесный мешочек» и др., беседы «Полезно – не полезно», «О здоровой пище», «Как я буду заботиться о своём здоровье» и др. Проводили физкультурные развлечения для того, что бы вызвать у детей положительный отклик на выполнение физических упражнений, привить любовь к физкультуре, развивать ловкость, быстроту, внимание, равновесие, закрепить двигательные навыки и умения. Таким образом, каждая из применяемых нами технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у детей привычку к здоровому образу жизни.

Дошкольный возраст – наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте, а это играет немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья. Поэтому третьим этапом нашего проекта стала тема «Уроки Мойдодыра», основной целью которого было формирование культурно-гигиенических навыков. Для реализации этого блока мы использовали следующие формы работы с детьми: ООД «Водичка, водичка», «Дружим с водой»; игры – экспериментирования «Грязные и чистые руки, лицо», «Мокрые рукава» и др. ; беседы «Полезные и вредные привычки», «Чистота и здоровье»; рассматривали с детьми картины «Дети моют руки», «Мама моет дочку», моделировали различные ситуации, из которых дети узнавали, какие опасности подстерегают человека при несоблюдении правил личной гигиены. Большую роль в формировании культурно-гигиенических навыков так же оказывает и художественная литература. Во время режимных моментов читали детям потешки и художественные произведения (А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Водичка, водичка» идр.). Дети с удовольствием вслушивались в звуки речи и выполняли то или иное действие. Только совместная работа с родителями приносит успех в воспитании детей. Поэтому мы свою работу осуществляли в тесном контакте с семьёй. С целью выявления уровня знаний родителей о здоровом образе жизни мы провели анкетирование «Культура здоровья вашей семьи», «Путь здоровья лежит через семью», «Развитие мелкой моторики у дошкольников». Затем организовали родительское собрание «Здоровая семья – здоровый малыш», на котором подробно объяснили об актуальности, важности ЗОЖ для детей, о содержании работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Были проведены консультации на темы: «Профилактика простудных заболеваний», «Правильное питание» и др., где делились с родителями педагогическими знаниями, давали практические советы по данной проблеме. В уголке для родителей предлагали рубрики: «Здоровье – всему голова», «Режим дня и его значение», «Развитие двигательных навыков и двигательной активности». Оформили папки – передвижки на темы: «Подвижные игры для детей младшего возраста», «Потешки при умывании». Изготовили для родителей картотеку пальчиковых игр, памятки «Правила этикета», «Физические упражнения для малышей». Дали несколько рекомендаций о выполнении правил личной гигиены детьми, о том, как знакомить ребёнка с частями тела человека. Организовали для родителей фотовитрину под названием «На пути к здоровью» об оздоровительных мероприятиях, которые мы проводили с детьми в детском саду.

Во второй половине года была проведена повторная диагностика детей по физическому развитию. Результатом реализации проекта стало повышение уровня физического развития детей. Анализ проведённых обследований показывает, что увеличилось количество детей с высоким уровнем физического развития с 11,1% до 44,4%, дети со средним уровнем составляют 55,6%, дети с низким уровнем отсутствуют.

Таким образом, участие детей в проекте способствовало повышению уровня физического развития детей. У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах: с удовольствием стали ходить босиком по массажным дорожкам. Дети теперь самостоятельно проявляют инициативу: бегают, прыгают, играют с мячами, ползают, лазают. У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни; сформировались начальные представления о себе, как отдельном человеке; начали формироваться привычка к аккуратности, чистоте, а так же культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания. Снизился уровень простудных заболеваний. У родителей повысился интерес к вопросам воспитания здорового ребёнка. Проект оказался интересным для всех его участников. Реализуя проект, мы убедились в эффективности метода проекта для достижения своей цели. Опыт показал, что целенаправленное, систематичное, последовательное использование здоровьесберегающих технологий существенно способствует укреплению и оздоровлению детского организма.

Литература:

Авдеева Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста/ Авдеева Н. Н., О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2007.

Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду/М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М.: Мозаика–Синтез, 2009.-208с.

Вознова В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/ Вознова В. И., Коновалова И. Т. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н., Резвякова С. И. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128с.

Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ Т. В. Калинина, С. В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2011.- 151с.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста В современных социально – экономических и экологических условиях приоритетным направлением деятельности детского сада является организация.

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС». Автор:.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Обобщение опыта работы на тему: Подготовил: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 14 г. Сосногорска Дорофеева Любовь Борисовна г.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоретете общечеловеских ценностей,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми первой младшей группы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Применение здоровьесберегающих технологий для улучшения осанки Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Ведь именно до 7 лет идет интенсивное.

Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС. Здоровье ребенка, его социально-психологическая.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста на основе метода проекта
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 17:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

Настенное пособие «Сезонное дерево»
Настенное пособие "Сезонное дерево" У нас в группе уже есть дерево " Времена года", где представлено четыре стороны дерева, каждая украшена по временам...
Развлечение «Праздник летних дождей»
Развлечение «Праздник летних дождей» Ход развлечения: ( Дети под музыку входят в зал) Ведущий: Сколько солнца! Сколько света! Что же это? Дети: Это –...
Конспект занятия по лепке с использованием природного материала «Ежики»
Программные задачи: продолжать учить детей использовать природный материал ( шишки) в лепке, дополняя его деталями из пластилина; развивать фантазию и...