Пример подбора методического материала при планировании работы по лексическим темам

Яника Баклушина
Пример подбора методического материала при планировании работы по лексическим темам

Планирование занимает немалую часть в работе воспитателя: придумывание и продумывание лексических тем, подбор литературы, материала, пособий и т. п. для совместной и самостоятельной творческой, речевой, физической и другой деятельности.

Работа в нашей группе строится совместно с учителем-логопедом. Вместе мы составляем комплексно-тематическое планирование перед учебным годом (в августе, определяем итоговые мероприятия для соответствующей темы. А затем уже в течение учебного года каждый из нас в сотрудничестве составляет подробный план работы по той или иной лексической теме. Для этих целей я создала картотеки пальчиковых игр, речи с движением (физкультминутки, лексико-грамматических игр, загадок, комплексов утренней гимнастики, названий произведений художественной литературы для чтения с максимальным предоставлением источников и т. д., а также подбор раскрасок, шаблонов, иллюстраций, картинок для выкладывания палочками или зёрнами фасоли и т. п.

Материал для картотек подбиралсяиз разных источников: множество методической литературы, интернет, произведения авторов в стихотворной и прозаичной форме, брошюры с раскрасками и т. д.

На примере лексической темы «Перелётные птицы» можно посмотреть, как подобран материал и строится работа.

Пальчиковая гимнастика

«Дрозд-дроздок»

Дружок ты мой, дрозд

В крапинку хвост,

Носик – остренький.

(Дети машут сложенными

ладонями, как крыльями.)

Бочок – пёстренький,

Перья – тонкие.

Песни – звонкие.

(Загибают по одному паль-

чики на обеих руках, начиная

с большого.)

Весной распевается,

Зимой забывается.

(Снова машут сложенными

накрест ладонями.)

Речь с движением (физминутка)

«Веснянка»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

(«Летят» по кругу)

А сугробы тают, тают,

(Медленно приседают)

А цветочки подрастают

(Тянутся на цыпочках, руки вверх)

Лексико-грамматические игры

«Какая птица улетела?», «Какая птица лишняя?», «Подумай и назови» (описание внешнего вида – отгадывание, «Считай и называй» (одна ласточка, две ласточки и т. д. до пяти, «Чья стая?», «Отгадай слово» (по первым звукам, «Поймай и раздели» (делим слова на слоги, «Сравни птиц» (воробей маленький, а цапля, «Назови ласково», «Один – много», «Чей, чья, чьё?», «Сложные слова» (у цапли длинные лапы, она какая? – длиннолапая) и т. д.

Художественная литература

Рассказы: А. В. Куприн «Скворцы», И. С. Соколов-Микитов «Жаворонок», С. Т. Аксаков «Лебедь», Н. Сладков «Грачонок и жук», «Дроздёнок», «Дрозд и сова», «Журавль в небе», «Серая цапля», В. Бианки «Лесные домишки», «Оранжевое горлышко».Стихи: И. Демьянов «Жаворонок», В. Кремнев «Друзья птиц», И. Токмакова «Десять птичек – стайка», В. Берестов «Жаворонок», С. Баранов «Журавли», С. Михалков «Зяблик», И. Белоусов «Ласточка», С. Маршак «Лебедёнок», А. Барто «Скворцы прилетели», Э. Мошковская «Цапли» и т. д.

Шаблоны из картона для лепки в технике «Пластилиновая живопись» (способ – грунтовка)

Трафареты для обводок с изображением птиц

Картинки для выкладывания силуэтов птиц счётными палочками, абрикосовыми косточками, семечками, фасолью и т. д.

Предложенные материалы включаются в планирование НОД, режимных моментов, прогулок, вечерней самостоятельной и совместной деятельности, индивидуальной работы, а также игр. Например, перед завтраком можно сделать пятиминутку и включить пальчиковую гимнастику и речевую игру. При проведении НОД можно также провести пальчиковую гимнастику, речевую игру и включить тематическую речь с движением (физминутку). При возвращении с прогулки можно заходить в группу, называя, например, птиц во множественном числе или называя птенцов (игра «Золотые воротца», здесь уже используются только лексико-грамматические игры.

Надеюсь, что данный опыт поможет вам при планировании своей работы. Успехов!

Публикации по теме:

Дидактические игры по лексическим темам №1 Дидактические игры по теме 1. «Игрушки» 1. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже. Кукла – куклы –.

Дидактические игры по лексическим темам №2 Дидактические игры по теме 4. «Фрукты» 1.«Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Яблоко.

Дидактические игры по лексическим темам №3 Дидактические игры по теме 11. «Домашние птицы» 1. «Один - много». Образование мн. ч. информационные слова в родительном падеже. Гусь – гуси.

Дидактические игры по РЭМП по лексическим темам (часть вторая) Тема: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ 1."Что съел котенок?"- упражнять детей в счете,развивать зрительное восприятие (Сколько всего продуктов?Сколько.

Дидактические игры по РЭМП по лексическим темам в подготовительной группе (часть первая) Темы: ОВОЩИ, ФРУКТЫ 1."Подбери пару"- учить детей сравнивать предметы по форме,цвету,размеру,вкусу. 2."Найди по описанию"- учить находить.

Использование пальчиковой гимнастикй в работе воспитателя для детей подготовительной группы с ОВЗ в по лексическим темам .

Картотека подвижных игр по лексическим темам в подготовительной группе Лексическая тема «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы». №1. «Снежная баба». Игра проводится на улице. Вылепив снежную бабу, дети становятся.

Планирование и разработка итоговых мероприятий по лексическим темам для детей с ОВЗ в разновозрастных группах ДОУ Необходимость данной консультации для педагогов нашего образовательного учреждения вызвана несколькими причинами. Основной является специфика.

Рекомендации родителям по лексическим темам в первой младшей группе Тема недели: «ИГРУШКИ» 1. Рассмотрите дома любимую игрушку. Расскажите ребёнку о ней, например: «Это мяч. Он круглый, жёлтый большой. Это.

Занятие по пройденным лексическим темам и лепке в старшей логопедической группе Занятие по пройденным лексическим темам и лепке в старшей логопедической группе. «В гости к Божьей коровке» Задачи: Закрепить у детей представление.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Зима
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Пример подбора методического материала при планировании работы по лексическим темам
Опубликовано: 20 марта 2016 в 23:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июля. День летних ягод на МААМ

Лето – сезон вкусных и полезных ягод, появления каждой которых мы всегда ожидаем с большим нетерпением. Хорошо, что они спеют не все вместе, а по очереди, радуя нас разнообразием своих вкусов. Сегодняшний...

6 июля. День иголки на МААМ

«Кто шьет, да вышивает, тому скучно не бывает» — гласит народная мудрость. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой интересных игр и занятий и познакомьте ребенка с древнейшим ремесленным инструментом...

Мастер-класс к Дню летних ягод на МAAM. Объемная аппликация «Виноград» из цветной бумаги
Легенда о винограде «Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья...
Выставка «Что означают наши имена?»
Выставка "Что означают наши имена? " Отгадайте загадку: Нас не было – оно было, Нас не будет – оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у всех оно...
Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая...
Цель: Создать праздничное настроение детям, развивать коммуникативные навыки, желание участвовать в конкурсах, играх. Задачи: Закреплять знания детей об...