Примерная тематика наблюдений в летний период 2014–2015 уч. г.

Елена Прокоп
Примерная тематика наблюдений в летний период 2014–2015 уч. г.

Почва

2 младшая группа

1. Почва – живая земля. Почему?

2. Свойства почвы (рассматривание сырой и сухой почвы).

3. Почва тёплая-холодная (утро-день)

Средняя – подготовительная к школе группа

1. Что такое почва?

2. Состав почвы (песок, глина, перегнившие листья, чернозём) (на примере искусственно созданной в ёмкости).

3. Для чего служит почва.

4. Пыль – в чем отличие от плодородной почвы.

5. Температура почвы утром и днём.

6. Путь воды в почве.

7. Каменная эпидемия (рассматривание камней на участке, природных ископаемых).

8. Почему на почве время от времени появляется много мелких камней?

Песок

2 младшая группа

1. Какой он, песок? (пересыпание и просеивание песка).

2. Сравнение температуры песка (в разное время дня, в разную погоду).

3. В строительной песочной стране.

Средняя – подготовительная к школе группа

1. Рассматривание песчинки через лупу.

2. Понятие «ПУСТЫНЯ», «ДЮНЫ»

3. Свойства песка (движется под действием ветра и воды; несеянный песок плотнее просеянного – через эксперимент с погружением предметов разной массы; песчинки образуют предохранительные своды для насекомых внутри песка; мокрый песок принимает любую форму).

4. Температура песка утром и днём.

Вода

2 младшая группа

1. Свойство воды: нагревание в солнечную и пасмурную погоду.

2. Свойство воды: вода протекает сквозь почву, песок. Где быстрее?

3. Куда делась лужа? (Высыхание луж после дождя)

Средняя – подготовительная к школе группа

1. Роса – что это такое?

2. В какое время появляется роса?

3. Статичность капельки росы.

4. Ощущение от соприкосновения с росой.

5. Народные приметы.

6. Сила воды (влияние воды на почву и камни).

Дожди

2 младшая группа

1. Дожди стали частыми или редкими.

2. Дождь сильный, слабый, солнечный.

3. Дождь тёплый/холодный.

4. Быстро ли высыхают лужи.

Средняя – подготовительная к школе группа

1. Признаки дождя.

2. Виды дождя, сила дождя.

3. Значение дождя.

4. Частота дождей в зависимости от времени года.

5. Появление грибов после дождей.

Воздух

2 младшая группа

1. Поймай воздух (зажимание носа пальцами, трудно дышать)

2. Поймай воздух – надуй шар (воздух не видим, но можно им наполнить шар).

3. Воздух тёплый/горячий в жаркую погоду/прохладный – в пасмурную.

Средняя – подготовительная к школе группа

1. Что такое воздух, как его «увидеть» (зажимание носа пальцами, «ловля» с помощью платка, фиксация рукой на груди или диафрагме).

2. Как услышать воздух? (сдувание воздушного шара, колеса)

3. Понятие «атмосфера».

4. Температура воздуха в зависимости от наличия солнца

Ветер

2 младшая группа

1. Какой ветер? (сильный, слабый, нет ветра, порывистый). Определение наличия ветра с помощью флажков, по макушкам деревьев.

2. Тепло ли холодно? (ветер горячий, обжигающий, прохладный, потому что пасмурно).

Средняя – подготовительная к школе группа

1. Понятие ветра.

2. Сила ветра – виды ветра (бриз, пассаты, муссоны; ураган, смерч и пр.).

3. Откуда дует ветер? (направление).

3. Меняется ли температура ветра в зависимости от температуры воздуха?

Облака

2 младшая группа

1. Наличие облаков на небе, много их или мало?

2. Какого цвета облака?

3. Облако или тучка? Почему?

4. Облака бегут или плывут?

Средняя – подготовительная к школе группа

1. Как получаются облака?

2. Виды облаков.

3. На что похоже облако?

4. Движение облаков (скорость, направление). Отчего это зависит?

Солнце

2 младшая группа

1. Солнечные лучи (яркие, жаркие, можно обгореть)

2. Где и зачем можно укрыться от солнышка.

3. Когда жарче: утром или днём?

4. Нагревание песка, воды, камней солнечными лучами.

Средняя группа

1. Солнечные блики (рассматривание теней от деревьев)

2. Тень (в разное время суток, длина теней, направление)

3. Куда уходит солнце? (изменение освещённости и падение температуры воздуха)

4. Нагревание предметов в ясную и пасмурную погоду (в сравнении); что быстрее нагревается.

5. Определение времени по солнцу.

6. Определение сторон горизонта по солнцу и тени.

Старшая группа – подготовительная к школе группа

1. Солнечный луч (из каких цветов состоит луч, отражённый через зеркала)

2. Дела и проделки солнца (влияние солнца на живую природу)

3. Высота солнца (изменение положения солнца в зависимости от сезона)

4. Тень (изменение размера тени в зависимости от времени суток)

Деревья и кустарники

2 младшая группа

1. Название некоторых деревьев и кустарников (орех, сирень, каштан).

2. Высота, размер (высокое – низкое. Большой – маленький. Широкий – узкий)

3. Много/ мало листьев. Форма и размер листьев.

4. Ствол толстый/тонкий, цвет ствола, гладкий ствол или шершавый.

5. Ветви (много/мало, толстые/тонкие, «смотрят» вверх)

6. Сравнение 2 деревьев (лишь по нескольким критериям) одновременно

Средняя – подготовительная к школе группа

1. Название деревьев и кустарников группового участка, деревьев и кустарников ДОУ (старший возраст). Лиственное или хвойное? Почему? Плодовое ли?

2. Высота.

3. Раскидистость кроны. Густота кроны, отчего она зависит?

4. Ствол (цвет, толщина, гладкость, наличие трещин – от чего они образовались, это польза или вред для дерева)

5. Какие семена?

6. Есть ли на дереве птичьи гнезда?

7. Как по кроне определить стороны света?

8. Сравнение нескольких деревьев (лишь по нескольким критериям) одновременно

Цветы, травы

2 младшая группа

1. Название.

2. Особенности внешнего вида (есть цветок и листья; форма цветка, размер, цвет).

3. Для чего служит человеку (красота или, возможно, лечебный)

Средняя – подготовительная к школе группа

1. Название цветов группового участка, на территории ДОУ (научное, народное).

2. Особенности строения, внешняя характеристика.

3. Полевой или культурный цветок.

4. Роль в жизни человека, природы.

5. Размножение, распространение.

Насекомые

2 младшая группа

1. Название.

2. Внешний вид (размер, форма, цвет).

3. Что делает (ползёт, летит)

Средняя – подготовительная к школе группа

1. Название (научное, народное, если есть).

2. Особенности внешнего вида.

3. Как передвигается.

4. Пользу или вред приносит человеку, природе.

5. Размножение.

Птицы

2 младшая группа

1. Название птицы, общая характеристика.

2. Чем питается птица.

3. Особенности внешнего вида (части тела).

4. Как птица купается.

5. Кто заботится о птице.

6. Имитация крика, движений птицы.

Средняя группа

1. Название птицы, сходства и отличия от уже знакомых птиц, сколько и чего у птицы.

2. Условия жизни птицы.

3. Пение птицы.

4. Как птица купается.

5. Зачем птице ноги и крылья.

Старшая – подготовительная к школе группа

1. Название птицы, черты сходства.

2. Условия жизни.

3. Какой корм предпочтительнее.

4. Какие ноги у птицы и почему?

5. Есть ли у птицы шея? Зачем?

6. Слышит ли птица?

7. Когда поёт птица?

8. Как птица отдыхает и спит?

9. Птица-одиночка или перелетают стаями?

10. Где и как вьёт гнездо (одиночно/стаями, какие деревья предпочитает).

11. Выведение птенцов, уход за ними.

Используемая литература:

С. Н. Николаева «Юный эколог» Прграмма и условия её реализации в детском саду. – Мозаика-Синтез.

И. Белавина, Н. Найдёнская «Планета – наш дом» Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.

М. Г. Копытина, Н. В Корчаловская «Здравствуй, лето!» Из опыта работы ЦРР ДОУ №44 «Тополёк» г. Шахты / Авт-сост. В. В. Герасимова, Е. В. Майгурова, Г. Н. Калайтанова. Ростов н/Д. : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.

Публикации по теме:

Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми на летний период 2014–2015 гг «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Задачи : - создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение.

Примерная циклограмма деятельности воспитателя на 2014–2015 учебный год понедельник вторник среда четверг пятница 7:30 приход на работу, проветривание, кварцевание группы. 7:30 – 8:20 прием детей, работа с родителями,.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Примерная тематика наблюдений в летний период 2014–2015 уч. г.
Опубликовано: 6 июня 2015 в 22:47
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

Консультация для родителей «Как изготавливают и используют спички!»
Спички Машут Зайчикам Лисички: - Не берите, Зайки, спички. Спички деткам не игра. Может быть от них беда. В спичках пламя, сильный жар. Может быть от...
Детские работы к Дню Российского флага
ДЕТСКИЕ РАБОТЫ К ДНЮ РОССИЙСКОГО ФЛАГА Флаг родной В синем небе над Москвою Реет флаг наш дорогой. В каждой русской деревеньке Ты увидишь...
Мастер-класс по изготовлению стенгазеты «Российский флаг с медвежонком»
Уважаемые коллеги! Однажды с детками старшей группы мы изготовили стенгазету с флагом России. Для изготовления такой стенгазеты вам необходим ватман,...