Получи документы

Примерный аналитический отчет по усвоению детьми ЗУН парциальной программы «Наш дом-природа» Н. А. Рыжовой

Олеся Давыдова
Примерный аналитический отчет по усвоению детьми ЗУН парциальной программы «Наш дом-природа» Н. А. Рыжовой

Обследование детей проводилось с 8 по 19 апреля 2013 года в старшей логопедической группе №10. В обследовании принимали участие 8 детей.

Были использованы методы обследования: игровые, репродуктивные, тестовые. Форма проведения обследования: контрольно-проверочные занятия, индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием иллюстраций, анализ продуктивной деятельности, наблюдение за свободной деятельностью.

В результате обследования получены следующие результаты:

Высокий уровень –2- 22%

Средний уровень –4 -58%

Низкий уровень –1-8 %

Итог выполнения программы –7 -80%

Публикация «Примерный аналитический отчет по усвоению детьми ЗУН парциальной программы „Наш дом-природа“ Н, А, Рыжовой» размещена в разделах

Успешному усвоению материала способствовало системный подход в экологическом образовании с опорой на материал Н. А. Рыжовой, конструирование развивающей среды

Получили следующие результаты:

В — 22%. Дети хорошо ориентируются в сезонах года, знают признаки времен года, названия месяцев. С интересом беседуют на экологические темы. Играют в экологические игры. Отлично знают названия животных, птиц. Насекомых, растений их особенности обитания. Отвечают на проблемные вопросы, могут устанавливать причинно-следственные связи. Активны в опытно-исследовательской деятельности. Дети любят наблюдать за изменениями в природе. Эти дети хорошо выполняют заданные поручения по уходу за комнатными растениями и аквариумом. Ориентируются в знаниях о роли растений и животных, насекомых и птиц и т. д. в жизни человека. Знают, чем отличаются живые организмы (дышат, питаются, растут, размножаются) от неживых. Имеют знания о роли человека в жизни растений, животных, птиц, рыб.

С — 58%. У детей имеется необходимый объем знаний, умений и навыков по экологическому развитию. Но иногда путают среду обитания живых организмов, чем питаются, чем отличаются от другого представителя. Слабо отвечают на вопрос о строении организма, его особенностях, т. е. неполные знания о свойствах целостности живого организма.

Н — 8%. Дети ориентируются в представителях живого окружающего мира. Называют место обитания, чем питаются, но слабо анализируют, слабо устанавливают причинно-следственные связи, плохо делаю выводы. К труду в природе относятся положительно, но не активны.

Для получения таких результатов способствовала кропотливая и долгая работа с детьми.

По определению Н. А. Рыжовой под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среде, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций

С детьми и родителями организовывались совместные прогулки и экскурсии, выполнялись совместные поделки: «Дикие животные», «Перелетные птицы». Проводились для родителей консультации экологической направленности: «Экологическое воспитание в семье», «Занимательные опыты», «Домашние животные дома». Большое место в экологическом воспитании отводится организации ручного труда работе с природным материалом. Данный вид деятельности способствует развитию умения планировать свою деятельность, обогащаются знания о свойствах материалов, развиваются творческие способности. Также решаются задачи по формированию коммуникативных навыков. Дети, изготавливая свою поделку, затем объединяют их в общий замысел. Так у нас появились макеты "Улица нашего города", "Зоопарк". При работе с детьми использовались макеты, изготовленные в совместной деятельности: «Осенний лес», «Зимний лес», «Весенний лес» - где дети в совместной продуктивной деятельности создавали сезонные изменения на макете; карты-схемы, просмотр видеопрезентаций и слайдов. Работа проводилась как групповая, так и индивидуальная, на занятиях. Так при создании коллективного панно «Идет весна!» мы с детьми рисовали проталины, прилет птиц, ледоход на реке, появление подснежников, появление зеленых листочков, а затем закрашивали льдины на реке, появлялись другие цветы, насекомые. Не забыли, конечно, и о животных: дети раскрашивали их и наклеивали их на панно, придумывая небольшие интересные лесные истории. В играх, на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности проводилась следующую работу: индивидуальные беседы, разбор ситуаций, чтение познавательной литературы, дидактические игры, обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, использование для слушания звуков природы и классической музыки; реализация детских проектов, в которых используется опыт представлений из разных образовательных областей.

В группе создавалась предметно-развивающая среда, где для развития интереса к экологическим темам, совместно со взрослыми; обогащался опытно-исследовательский уголок пособиями и материалом для опытов: закуплен иллюстративный материал, пополнен гербарий цветов и семян, сделан мини-стенд для детей «О чем хочу знать завтра», сказочный персонаж Букваежка. Широко использовалось чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а так же экологические досуги.

В течение года особое внимание использовали преимущества экологической проектной деятельности опытно-исследовательского характера как основы формирования ключевых компетенций воспитанников.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет освоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становления мироведения ребенка, его личный рост. В решении этой задачи, а также для формирования системы элементарных научных экологических знаний существенную роль играла экспериментально-исследовательская деятельность самих детей, во время выполнения которой дети смогли узнать о значении растений, солнца, воздуха, воды в жизни человека.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная экспериментально-исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

С психологической точки зрения в едином процессе психического развития ребенка основу составляют процессы саморазвития, которые характеризуются тем, что целый ряд психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера формируются и усложняются в русле собственной активности ребенка. Собственная активность полностью определяется самим ребенком, его внутренним состоянием. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий его цели, ищущий пути и способы их достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества. При экспериментировании дети добиваются более высоких результатов, поражающих своей непосредственностью и оригинальностью.

Некоторые дети не любят играть; но это не значит, что они бездействуют, они предпочитают заниматься каким-либо делом, отличным от игры, а их психическое развитие протекает нормально. И только при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. Так в нашей группе организовалась проектная группа детей: Аня Соколова, Маша Перехода, Илья, Даниль.

Значительные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

При правильном организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовые решения.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: прогнозирования последствий свих действий и прогнозирования поведения объектов.

При проведения опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задания на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т. п.).

Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

В старшей группе начинают вводится длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.

Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.

Реализовывались экологические проекты опытно-исследовательского характера детей: «Зеленый лук», «Фасоль», «Растения», «Вода», «Лед», «Лекарственные растения». Проводились, совместно с родителями, акции «Птичья столовая», конкурс «птичья кормушка»

Продолжительный проект помогает нам в организации и проведении экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а детям позволит приобрести прочные знания о природе, «действовать» с изучаемым объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, повысить качество знаний воспитанников, сформируем желание включаться в деятельность поиска и творчества. Включение родителей в образовательных процесс повысит качество обучения воспитанников, поможет родителям повысить свою компетентность в вопросах педагогики, повысит экологическую культуру семей воспитанников.

Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

Главное — не ущемить самостоятельность ребенка, не гасить интерес!

Публикации по теме:

Обследование детей логопедической группы воспитателем. Обследование детей по образовательным областям проводится в начале учебного года и заканчивается в конце сентября. Главная задача обследования.

Подведены итоги профессионального конкурса «Воспитатель года Красноярского края-2013»Подведены итоги профессионального конкурса «Воспитатель года Красноярского края-2013» Дорогие, мои друзья – Мааамовцы! Извините, что так долго не общалась с Вами, так как я участвовала в конкурсе «Воспитатель года Красноярского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Примерный аналитический отчет по усвоению детьми ЗУН парциальной программы «Наш дом-природа» Н. А. Рыжовой
Опубликовано: 30 января 2014 в 21:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД