Ирина Жидкова
Примерный календарный план занятий по программе «Юный эколог» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1 неделя
1 Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» Уточнить с детьми название цветов, которые растут на участке.
Обратить внимание на особенности окраски цветов, красоту участка с цветущими растениями.
2 Наблюдение «Какие они - цветущие растения? Продолжать учить определять строение цветов: сравнивать их по высоте, форме, окраске, запаху и т. п.
3 Наблюдение «Кто помогал цветам расти?» Уточнить назначение разных частей растений. Выяснить, что нужно цветам для роста.
2 неделя
1 Чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик» Познакомить с природоведческими сказками В. Бианки
Публикация «Примерный календарный план занятий по программе „Юный эколог“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2 Наблюдение «Что было сначала, что будет потом?»
Уточнить представление детей о том, какие изменения происходят с растениями во время их роста
3 Наблюдение «Соберем семена садовых цветов» Обратить внимание детей на появление у растений семян на месте цветков
3 неделя
1 Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работы с календарем. Формировать умение замечать сезонные изменения, определить характер погоды.
2 Наблюдение «Где ещё растут садовые цветы?» Воспитывать умение радоваться красоте цветущих растений
3 Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» Показать семена дикорастущих растений, выяснить, как они распространяются, кто ими питается.
4 неделя
1 Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза».
Наблюдение за березой на участке. Продолжать знакомить с природоведческой литературой, учить отмечать сезонные изменения в состоянии дерева
2 Сбор листьев с деревьев и кустарников для засушивания. Составить осенний гербарий
3 Наблюдение «Знакомьтесь, дети, я – хомяк» Вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним
Октябрь
1 неделя
1 Наблюдение «Устроим для хомяка хороший дом» Установить, какие условия нужны хомяку для того, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел.
Учить детей помогать взрослым в оборудовании клетки для хомяка.
2 Наблюдение «Хорошо ли хомяку в новых условиях?» Учить ребят замечать, как животное ведет себя в новой обстановке, правильно понимать поведение зверька, определять его самочувствие, делать выводы о том. Чего не хватает. Что можно улучшить.
3 Наблюдение «Что и как ест хомяк» Познакомить детей с видами корма для хомяка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает.
2 неделя
1 Наблюдение «Как хомяк делает запасы?» Показать детям, что у хомяка есть защечные мешки. В которых он может переносить еду в свое гнездо запасать ее.
2 Наблюдение «Хомяк – чистоплотный зверек» Наблюдать с детьми за тем, как хомяк ухаживает за собой, аккуратно пользуется туалетом.
3 Наблюдение «Как хомяк отдыхает» Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течении дня, понаблюдать за тем, в какой позе и где он спит.
3 неделя
1 Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность.
2 Изготовления гербария осенних листьев Уточнять представления об осенних изменениях в природе. Развивать умение замечать красоту природы.
3 Чтение рассказов В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме». Изготовление самодельных книг. Уточнять и расширять представления об осенних явлениях природы. Продолжать знакомить с природоведческими сказками В. Бианки.
4 неделя
1 Наблюдение «Какой хомяк и чем он отличается от мышей?» Уточнить с детьми внешние особенности зверька.
2 Наблюдение «Как передвигается хомяк?» Уточнить способы перемещения зверька в пространстве.
Ноябрь
1 неделя
1 Начало зимней подкормки птиц, обустройство кормушек. Воспитывать бережное отношение к природе.
2 Наблюдение «Когда хомяка трудно заметить?» Уточнить представление детей о приспособленности хомяка к жизни в природе, о его маскировочной окраске.
Развивать наблюдательность, умение правильно отражать в речи причинно-следственные связи.
3 Наблюдение «Боится ли хомяк нападения?» Учить детей наблюдать за поведением зверька в новой ситуации.
2 неделя
1 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
2 Чтение рассказов В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…», изготовление самодельных книг. Уточнять и расширять представления о зимних явлениях природы. Продолжать знакомить с природоведческими сказками В. Бианки.
3 неделя
1 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
2 Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность.
3 Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза».
Наблюдение за березой на участке. Продолжать знакомить с природоведческой литературой, учить отмечать сезонные изменения в состоянии дерева
4 неделя
1 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
Декабрь
1 неделя
1 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
2 Наблюдение «Как узнать ель?» Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.
3 Наблюдение «Какие у елки иголки?» Обратить внимание детей на то, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны.
2 неделя
1 Чтение рассказа В. Бианки «Приспособился» Расширение представления о медведе.
2 Наблюдение «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь?» Дать детям представление о том, что разные обстоятельства и люди могут навредить живой ели.
3 Наблюдение «Сравниваем ель с искусственной ёлкой» Уточнить с детьми, чем отличается натуральная ель от искусственной елки.
3 неделя
1 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
2 Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность.
3 Наблюдение «Наша елочка красивая» Учить детей видеть красоту дерева в разное время года.
4 неделя
1 Наблюдение «Какой снег» Уточнить свойства снега.
2 Наблюдение «Снежинки очень красивы» Рассмотреть с детьми снежинки, обратить внимание на их строение и красоту.
3 Новогодний праздник в зале вокруг искусственной елки. Вызывать эмоциональный отклик на новогодний праздник.
Январь
1 неделя
1 Завершение акции «Зеленая елочка-живая иголочка» Воспитывать бережное отношение к елке.
2 Наблюдение «Получаем талую воду» Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, которая содержит грязь, поэтому снег брать в рот нельзя, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.
3 Наблюдение «Замораживаем воду» Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние превращается в твердый лед (а в не снег) : из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки. Чтобы украсить ими участок. Елку.
2 неделя
1 Наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?» Учить детей различать птиц по размеру, окраске оперения. Издаваемых звукам; познакомить с их названиями.
2 Наблюдение «Как птицы передвигаются по земле?» Учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле.
3 Наблюдение «Пар – это вода» Познакомить детей с тем, что пар-это мельчайшие легкие капельки воды; объяснить. Что соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.
3 неделя
1 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
2 Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность.
3 Чтение рассказа С. Воронина «Моя береза».
Продолжать знакомить с природоведческой литературой, учить отмечать сезонные изменения в состоянии дерева
4 неделя
1 Наблюдение «Как птицы летаю?» Обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле
2 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
3 Наблюдение «Чем попугай отличается от воробьев и ворон?» Учить детей целенаправленно рассматривать попугаев. Выделять характерные особенности их внешнего вида. Сравнивать с хорошо знакомыми птицами и находить различия в их строение и поведении.
Февраль
1 неделя
1 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
2 Наблюдение «Чем мы кормим птиц, и что они особенно любят?» Уточнить, чем питаются птицы (зерносмесь, крошки пиц, творога, каши, хлеба, кусочки свежих фруктов, выращенная зелень, свежая вода и др.
3 Наблюдение «Выращиваем лук» Вызвать у детей познавательный интерес, к выращиванию лука, желание наблюдать за происходящими изменениями в зависимости от условий. Учить делать зарисовку лука.
2 неделя
1 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
2 Наблюдение «Что есть у попугая?» Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего облика попугая.
3 Наблюдение «Выращиваем лук» Учить детей замечать изменения, происходящие с прорастающими луковицами, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий (вода, свет, тепло); сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях.
3 неделя
1 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
2 Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем. Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в октябре. Развивать наблюдательность.
3 Продолжение чтения произведения В. Бианки «Синичкин календарь» Уточнить представление о зимних явлениях в природе.
4 неделя
1 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
2 Наблюдение «Выращиваем лук» Развивать умение детей изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с условиями жизни.
3 Наблюдение «Как птицы относятся друг к другу Обратить внимание детей на то. Что птицы нежно относятся друг к другу.
Март
1 неделя
1 Наблюдение «Выращиваем лук» Развивать наблюдательность (замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся)
2 Продолжение совместной работы в уголке природы, подкормка птиц на участке. Воспитывать доброе и ответственное отношение к растениям и животным ближайшего окружения. Формировать практические навыки ухода за ними.
3 Инсценировка произведения Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» Развивать театрально-игровое творчество и положительное эмоциональное отношение к содержанию произведения.
2 неделя
1 Последнее наблюдение за луком и его зарисовка. Уточнить изменения, произошедшие по мере роста лука.
2 Наблюдение «Кто живет в нашем аквариуме?» Уточнить с детьми, что аквариум – это маленький водоем, в котором живут рыбы разных видов, растения, улитки (рыбки красивые, отличаются друг от друга по окраске, размеру и другим признакам)
3 Наблюдение «Сравним золотых рыбок по внешнему виду» Уточнить название рыб, особенности внешнего строения, характерные различия, отметить красоту водных обитателей.
3 неделя
1 Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем. Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в марте, развивать наблюдательность.
2 Продолжение чтения произведения В. Бианки «Синичкин календарь» Уточнять представления о зимних явлениях в природе.
3 Наблюдение «Мать – и – мачеха – первые цветы на участке» Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с особенностями их строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку.
4 неделя
1 Наблюдение «Что и как едят рыбки?» Уточнять и расширять представления детей о различных кормах для рыб (сухой, живой); о том, как рыбы ведут себя во время кормления (заранее подплывают к кормушке, плавают под ней в ожидании корма, хватаю ртом корм с поверхности воды или в ее толще).
2 Наблюдение «Как плаваю золотые рыбки?» Уточнить представления детей о том, что рыбки хорошо себя чувствуют в воде, легко, без усилий передвигаются в ее толще.
3 Наблюдение «Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем участке?» Отметить с детьми, что цветов стало больше: они группами растут на всех солнечных местах; связать появление цветов с благоприятными условиями – обилием света, тепла, влаги в этих местах.
Апрель
1 неделя
1 Наблюдение «Где можно найти божью коровку?» Учить детей внимательно относиться к окружающему миру, развивать интерес к природным явлениям.
Уточнять представления о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски – красной, желтой, оранжевой – с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, солнечных местах.
2 Наблюдение «Рассматриваем божью коровку» Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрыта сверху двумя жесткими надкрыльями: на маленькой черной головке усы, глаза: надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие. тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности).
3 Чтение произведения В. Бианки «Лесные домишки», изготовление книги. Расширять представления о весеннем поведении лесных птиц.
2 неделя
1 Наблюдение «Как растут листья и появляются семена у мать-и-мачехи». Вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомыми растениями. Учить замечать происходящие с ним изменениями.
Уточнить представления о последовательности роста и развития растения (после цветов появляются семена, листья растут и увеличиваются в размере).
2 Наблюдение «Как божья коровка передвигается?». Уточнить представления детей о том, что жучок передвигается двумя способами – летает и ползает (передвигается и по воздуху, и по твердой поверхности (ветки, ствол дерева и др.) с помощью крыльев и трех пар ножек.
3 Наблюдение «Чем питается божья коровка?». Рассказать детям о том. Что жучок-хищник поедает очень маленьких букашек-тлей, которые уничтожают листья и стебли растений. Принося им большой вред, они зеленоватого или коричневатого цвета.
3 неделя
1 Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем. Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в марте, развивать наблюдательность.
2 Сбор веток с листьями, изготовление гербария. Уточнить представления о весенних изменениях в природе. Развивать умение замечать красоту природы.
3 Наблюдение «Как божья коровка защищается от врагов?». Рассказать детям, что жучок выделяет специальную жидкость всякий раз, когда его тревожат. Яркая окраска предостерегает всех вокруг «Меня есть нельзя –я невкусный».
4 неделя
1 Продолжение наблюдений за рыбками в аквариуме. Расширять представления детей о водных обитателях, их приспособленности к жизни в воде.
Май
1 неделя
1 Наблюдение «Где растут одуванчики и как их можно узнать?». Развивать умение детей находить цветок по листьям и форме соцветия.
2 Наблюдение «Чем одуванчик отличается от мать-и-мачехи?». Учить детей находить различия между растениями (разные стебли, цветки, листья).
3 Чтение произведения М. Пришвина «Этажи леса». Закрепить представления о лесе как сообществе его обитателей.
2 неделя
1 Наблюдение «Чем караси отличаются от золотых рыбок?». Выявить различия во внешнем виде диких и декоративных рыбок (размер, окраска, чешуи, форма тела, плавников, головы, глаз) и в поведении (по-разному плавают, едят, реагируют на окружающие предметы).
2 Наблюдение «Как одуванчики ложатся спать?». Обратить внимание детей на интересное явление-цветы открыты в полдень и закрыты вечером.
3 неделя
1 Недельный цикл наблюдения за явлениями природы и работе с календарем. Учить определять характер погоды, сезонные изменения в состоянии живой природы в марте, развивать наблюдательность.
2 Наблюдение «Как выглядит одуванчик во влажную погоду?». Развивать у детей наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги.
4 неделя
1 Создание красной книги свое местности. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.