Елена Уткина
Примерный план образовательной работы с детьми 5–6 лет «Вот мы какие стали большие»
Программное содержание:
1. Расширение представлений ребенка о себе как о члене коллeктивa.
2. Формирование активной позиции через проектную деятельность, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.
3. Приобщение к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектаклям, спортивным праздникам и развлечениям, выставкам детских работ).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям :
«Социализация», «Безопасность»
Публикация «Примерный план образовательной работы с детьми 5–6 лет „Вот мы какие стали большие“» размещена в разделах
В целях реализации программного содержания темы целесообразно :
Экспериментирование «Узнай себя». Учить детей интересоваться своим ростом и развитием, наблюдать за антропометрическими изменениями тела (рост, масса, окружность головы, груди); понимать, как лучше сравнить силу мышц (динамометрия «Мы стали сильнее», какие предметы необходимы для точного измерения роста и веса (работа с весами и ростомером).
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям :
Беседу «Как мы умеем экспериментировать». Учить детей проводить опыты с полезными ископаемыми и металлическими предметами. Развивать интерес к опытной деятельности, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям :
Беседу «Кто заботится о нас в детском саду». Расширять знание о профессиях в детском саду: заведующей, методиста, воспитателя, физинструктора, музыкального руководителя, логопеда, медицинской сестры, повара, прачки, сторожа, о значимости их труда. Прививать чувство благодарности к людям за их труд.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить :
Художественный труд «Миниатюрные подвески для украшения группы, продолжать учить детей лепить подвески из соленого теста для украшения группы детского сада, дополнять образ выразительными деталями из разнообразных декоративных элементов: бусинок, ленточек. Развивать воображение детей, художественный вкус, желание добиться совместного результата.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям :
Беседу «Чему мы научились за 5 лет». Учить детей составлять рассказ о себе, делать выводы, умозаключения. Совершенствовать монологическую форму речи, отрабатывать интонационную выразительность речи.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям :
Чтение произведения Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Учить соотносить содержание произведений с личным опытом детей, с их повседневной жизнью и окружением, выражать своё отношение к поступкам и поведению героев.
«Художественное творчество» (рисование, декоративно-прикладное искусство)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям :
Рисование с элементами бумажной пластики «Портрет моего друга». Продолжать учить рисовать портрет друга, передавая характерные особенности (овал лица, цвет глаз, волос, прическа и др.). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет материалов в соответствии с цветом глаз, волос. Учить использовать приемы бумажной пластики для оформления прически;
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям :
Лепку «Как мы были маленькими». Учить детей лепить спящих игрушек, передавая их характерные особенности. Совершенствовать технику лепки, воспитывать интерес к результату деятельности. Развивать чувство формы, пропорций.
«Художественное творчество» (аппликация, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям :
Конструирование с элементами аппликации (лепки) «Колыбелька». Учить детей оформлять колыбельку из спичечного коробка (для спящей игрушки). Совершенствовать навыки детей в украшении колыбельки в технике аппликации или лепки (по выбору ребенка). Развивать художественный вкус, чувство композиции. Закреплять с детьми правила составления узора.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
- для слушания («Юмореска» А. Дворжак, «Музыкальный момент» муз. Ф. Шуберта, «Ноктюрн «Разлука» муз. М. Глинка);
- для пения («Песенка друзей» муз. В. Герчик, «Дружат дети всей земли» муз. Д. Львова-Компанейца);
- для музыкально-ритмических движений («Упражнение с мячом» муз. Т. Ломовой, «Кулачки и ладошки» муз. Е. Тиличеевой, «Весёлые дети» лит. н. мел., «Ловушка» р. н. мел. обр. А. Сиделникова);
- для игры на детских музыкальных инструментах («Финская полька» нар. мел. – игра на ударных инструментах);
- для развития танцевально-игрвого творчества («Юмореска» А. Дворжак);
- дидактическую игру «Угадай мелодию»;
- развлечение «Мы знаем много песен».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельностидетей целесообразно внести :
- конструктор Лего;
- наборы мелких игрушек;
- иллюстрации с изображением профессий людей, работающих в детском саду;
- фотовыставка «Мы стали такие большие» и предоставить детям возможность самостоятельно рассматривать фотографии и делиться впечатлениями со сверстниками;
- кольцебросы, оборудование для преодоления препятствий, метания;
- зеркало (в соответствии с ростом детей, напольные весы, ростомер (прикреплён на стене, панно с контурами ладоней разного возраста (ладошка младенца, ребёнка 2,3,4, 5… лет, взрослых людей, аналогичное панно с изображением ступней ног, коробочку с «запахами»;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» (школьные принадлежности, ценники, касса);
- размещение в уголке художественного творчества материалов для ремонта книг.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- рассказать о семейных традициях, реликвиях;
- рассмотреть семейный альбом;
- видеофильм о жизни близких;
- побеседовать о сложившихся отношениях (тёплых, доброжелательных, внимательных) между членами семьи и другими родственниками;
- прогуляться по городу с детьми, посетить аттракционы;
- создать древо жизни своей семьи;
- побеседовать о правилах поведения в общественном транспорте;
- составить рассказ о своей поделке «Что я умею мастерить»;
- составить рассказ вместе с родителями «Интересы и увлечения нашей семьи»;
- составить рассказ (рисунки + рассказ) на тему «Мой друг»;
- посетить выставку детских работ «Вот как мы выросли!» или «Наша дружная группа»;
- экскурсия к зданию школы.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- дидактические игры «Что было бы если бы …» (А. И. Сорокина);
- беседа «Утро в детском саду начинается с дел совсем обычных, нужных и привычных – с зарядки, умывания»;
- беседа «Чему я научился?»;
- дидактические игры «Моё тело», «Полезная пища»;
- сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Косметический кабинет», «Спортивный зал»;
- предоставить детям возможность самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах о строении тела человека;
- ситуативная беседа "Если один дома"";
- беседа «Опасные предметы дома» - формировать беседа «Не играя со спичками!» - дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички;
- дидактическая игра «Опасно-неопасно»;
- составление рассказа о работе спецмашин, познакомить детей со службами спасения «01», «02», «03»;
- настольные игры «Какой знак спрятан» - закреплять знание дорожных знаков;
- просмотр мультфильма «Уроки безопасности»;
- чтение стихотворения Я. Акима «Неумейка», А. Крестинский, Н. Полякова «Заколдованная девочка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
- изготовление рамочек для портретов;
- дидактическая игра «Разноцветные обручи», «Найди и назови» на закрепление умения выбирать предмет по цвету;
- дидактическая игра «Что сделано из стекла, (бумаги, дерева) на уточнение свойств материалов;
- игры с прищепками «Придумай фигуру», «Выложи предмет», на развитие мелкой моторики, закрепление знаний о геометрических фигурах;
- дидактическая игра с веревочкой «Какие фигуры мы знаем» на развитие мелкой моторики и закрепление знаний о геометрических фигурах;
- дидактическая игра «Радуга» на знакомство с последовательностью расположения цветов спектра.
Гигиенические процедуры:
- ситуативный разговор «Мы умеем мыть руки чисто»;
- ситуативный разговор «Я грязнуль не выношу», «Если будешь закаляться, то болезни не страшны»;
- сервировка стола: ознакомление с меню; выбор столовыхпринадлежностей; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативные разговоры «Мы знаем правила о правилах культурного поведения за столом»;
- ситуативный разговор «Мы умеем накрывать на столы».
Прогулка
- наблюдения за весенними изменениями в природе (за распускающимися листьями на деревьях, за первоцветами, за насекомыми и птицами на участке.);
- подвижные игры: «Кто дальше бросит», «Веселые эстафеты с флажками», «Будь ловким», «Попади в обруч». «Эстафета парами», «Сбей кеглю», «Мяч капитану», «Найди себе пару»;
- индивидуальная работа по развитию физических качеств;
- труд на участке (кормление птиц, помощь в поливе растений на участке, рассматривание схемы по уходу за растениями весной, рассматривание иллюстраций «Труд весной в поле», подготовка почвы к посеву семян);
- самостоятельная деятельность по выбору детей;
- сюжетно-ролевые игры «Семья»;
Вечер:
- создание проблемной ситуации «Если ты потерялся» - знакомить детей с правилами поведения в сложившейся ситуации;
- упражнение детей в ловкости движений: музыкальная подвижная игра «Зоркие глаза» муз. Ю. Слонова.
- возведение построек по замыслу детей;
- уточнение с детьми правил поведения в общественном месте, в транспорте, на празднике, разговор о вежливости, об уважении к старшим;
- просмотрмультипликационных фильмов «Бабушкин урок» Свредловская к/ст 1986г., «Вовка в тридевятом царстве» Союзмультфильм 1965г., «Волшебная калоша» Экран 1970г. ;
- чтение Рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой», стихотворения Я. Акима «Неумейка», А. Крестинский, Н. Полякова «Заколдованная девочка»;
- пальчиковая гимнастика «Дружба», «Наша группа»;
- оформление с детьми для самостоятельного рассматривания альбомов с рисунками, фотографиями с сюжетами из жизни группы за год;
- игра «Посмотри на себя в зеркало. Опиши свой портрет. Знаешь ли ты на кого похож: на маму или на папу?». Развивать монологическую форму речи;
- беседа «Что значит – быть большим?» Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Вечерняя прогулка:
- подвижные игры: «Попади в цель», «Мы – веселые ребята», «Пустое место», «Кто сделает меньше прыжков», «Сбей кеглю», «Перенеси предметы», «Кто самый меткий», «Кто скорее», «Веселые соревнования».
- наблюдения за закатом солнца, за вечерним небом, за облаками, за одеждой людей весной;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.