Виктория Авдеева
Примеры дидактических игр по образовательным областям
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие
1. игра «Конструктор эмоций»
Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данный конструктор поможет создать каждому ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье.
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Публикация «Примеры дидактических игр по образовательным областям» размещена в разделах
Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку.
Игры и упражнения проводятся с группой, парами и индивидуально.
Используются в любой части дня в зависимости от ситуации (например, в режимных моментах - «утреннее приветствие», а также включаются в образовательную деятельность- «сюрпризный момент») .
Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:
2 овала лица (можно использовать больше) ;
- 4 пары нарисованных глаз;
- набор схематично изображенных губ;
- 3 пары бровей;
- прически (мальчик, девочка, мама, папа, дедушка и бабушка)
Варианты игр:
Игра «Собиралки»
1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.
2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.
2. Игра «Покажи на себе»
Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.
3. Игра «Послушай и собери»
Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Прослушав, дети с взрослым обсуждают прочитанное и собирают нужную эмоцию на доске. Например: отрывок и из стихотворения Т. Шорыгиной:«Не хочу быть трусом»:
Я боюсь признаться маме,
Что разбил кувшин с цветами.
Весь от страха я трясусь,
Я, наверно, просто трус! или
… Я позвал во двор ребят,
Взял сестру и братца-
Будем все кататься!
Дал Сереже и Алеше,
Дал Андрею, Кате, Гоше,
Пусть порадует ребят
Серебристый самокат
Мы играли очень дружно –
Радостью делиться нужно. (Т. А. Шорыгина «Мне купили самокат»)
4. Игра «Театр эмоций»
Когда эмоции хорошо изучены, детям можно предложить мимикой и жестами изобразить ту эмоцию, которая проговаривается в стихотворении. Далее эти стихотворения можно использовать в качестве физминуток. Например:
«Колдовство»
Начинаем мы играть
Начинаем колдовать (выполняются движения руками, как будто дети колдуют)
На всех нас без сомненья,
Влияет настроение. (На каждое слово хлопок руками)
Кто веселится… (изображение мимикой радости)
Кто грустит… (изображение грусти)
Кто испугался…
Кто сердит…
Познавательное развитие
1. Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
2. Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
3. Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
4. Сорока
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход.
Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла
(Воспитатель раскладывает предметы)
Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам мыльце
Сорока:
Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам иголку!
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам очки
Сорока:
Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
Воспитатель:
Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.
Воспитатель:
Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить)
Воспитатель:
Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)
Сорока благодарит и улетает.
Речевое развитие
1. Угадай, чей голосок
Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств
Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»
Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.
2. Только весёлые слова
Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности
Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т. д., пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие и т. д.
3. Буквы вокруг меня
Цель: закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность.
Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке.
Например: А – арбуз, Б – банка, В – вешалка, Г – гардины и т. д.
3. Картины
Цель: закрепление знаний о буквах, расширение словарного запаса; развитие зрительной памяти; ознакомление с художниками и картинами
Возьмите картину художника, который Вам нравится. Прочтите название картины и имя автора ребёнку. Попросите найти на картине все предметы на определённую букву. Допустим это картина И. Е. Репина «Не ждали». Пусть ребёнок найдёт все предметы на определённую букву П (пол, портрет, пальто, передник и т. д.)
Попросите его запомнить все слова на эту букву. Закройте картину и предложите ребёнку вспомнить все эти предметы.
4. Всё из «О»
Цель: закрепление знаний о буквах; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки.
По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы О (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать, внимательно смотрят на свой рисунок, пытаются угадать, на что или на кого всё это похоже, дорисовывают и дают название своему произведению.
Художественно-эстетическое развитие
1. игра «Дорисуй»
Задачи:
1. коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2. социализация: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым.
3. познание: развитие продуктивной деятельности.
4. художественное творчество: приобщение к изобразительному искусству.
a) Обогатить представления детей о многообразии форм в изображении животных; побуждать придумывать новые позы, опираясь на повадки данного животного. Учить рисовать животное по контуру. Воспитывать и развивать воображение, самостоятельность, зрительную и двигательную память, чувство пропорции. Развивать абстрактное мышление.
b) Закреплять знания о пропорциях фигуры человека и животных в статичном и динамичном положении, изображая его по частям. Самостоятельно одевать полученную фигуру, используя способ примакивания по контуру и используя свои способы. Развивать интерес к рисованию, обогащать эмоциональный опыт.
c) Закреплять пропорции и симметрию в изображении лица человека, побуждать к самостоятельному поиску изображения эмоциональных состояний человека.
d) Закреплять знания о перспективе в изображении городского пейзажа.
Материалы и оборудование:
• карточки с изображением;
• пустая дополнительная карточка (чистый лист бумаги) ;
• маркер, (фломастеры, карандаши) .
Методы и приёмы:
• наглядный
• практический
• словесный
Описание игры:
карточка №1- приложить дополнительную карточку или чистый лист; скопировать фигуру; одеть свою половину фигуры любым известным способом; исходя из поз отобразить эмоциональное состояние.
карточка№2- точно скопировать, нарисовать черты присущие какому-либо полу; изобразить свою эмоцию.
карточка№3- точно скопировать половину лица; внести возможные изменения (подмигивающий глаз, растрепавшиеся от ветра волосы и т. д.)
картачка№4-5- нарисовать составляющие фигуры4 нарисовать графическое изображение животного; составить из имеющихся фигур другое животное; попытаться нарисовать по контуру.
карточка№6- дорисовать половину животного соблюдая пропорции; придумать диковинное животное с половиной от другого животного.
карточка№7- продолжить улицу идущую сверху вниз; слева направо; нарисовать улицу с перекрёстком; улицу заканчивающуюся мостом, парком и т. д.
2. Мини-игра: «Путаница»
Цель: Закрепление знаний об узорах разных видов народного промысла. Развитие навыков зрительного восприятия, устойчивости, концентрации, объема внимания.
Правила игры: Игра предназначена для индивидуальной работы.
На игровом поле расположены орнаменты и изделия нескольких видов народного декоративно-прикладного искусства. Ребенок, выбрав орнамент, должен определить какому изделию он соответствует.
3. Мини-игра «Что сначала, что потом»
Цель: Закрепление знаний об этапах создания дымковской игрушки. Развитие логического мышления, составление рассказа по серии последовательных картинок.
Правила игры: Игра предназначена для индивидуальной работы. На игровом поле в произвольном порядке расположены изображения этапов создания дымковской игрушки. Ребенку предлагают определить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ.
4. Мини-игра «Русский хоровод»
Цель: Закрепление знаний о видах народного промысла. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей, координации движений рук и мелкой моторики. Формирование навыков сотрудничества и взаимопомощи.
Правила игры: Допустимое количество играющих до 6 человек.
Возможны различные вариации игры. Для детей среднего дошкольного возраста, а так же детей с ограниченными возможностями здоровья предложен вариант игры по принципу разрезных картинок. Для более старшего возраста предлагаются игры по принципу лото, домино, парочки.
Физическое развитие
1. «Спортивный инвентарь»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.
Возраст: 3 – 4 года.
Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.
Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.
2. «Сложи картинку»
Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает, что изображено на картинке.
3.«Найди пару»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.
Возраст: 3 - 5 лет
Правила:
1 вариант: играют от 2 до 4 человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.
2 вариант: играют от 2 до 4 человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладет одну карточку из пары, а в другую – вторую карточку. Одну стопку он раздает игрокам, а вторую кладет на стол картинками вниз. Ведущий берет одну карточку и показывает ее игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. Если ответ верен. То игрок забирает карточку себе, если нет, то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.
4. «Две половинки»
Картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.
Цели и задачи: учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основные виды движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре.
Возраст: 2 – 3 года.
Правила:
1 вариант. Ребенок складывает две половинки, чтобы получилась картинка.
2 вариант. Ребенок ищет в стопке картинок нужную половинку. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено.
3 вариант. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено. Если это движение, то ребенок должен его показать. Если это инвентарь, то ребенок должен найти его в группе и показать, какие упражнения можно с ним выполнять.