Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании

Наталья Романова
Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании

Принцип эмоционального освоения.

Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло отражение в государственных стандартах дошкольного образования личностно ориентированной модели образовательного процесса, где эмоция выступает личностной характеристикой ребёнка и является целью профессиональной деятельности педагогов. Открывая для себя разнообразие окружающего мира, ребёнок дошкольного возраста вступает в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами действительности, проявляя себя эмоционально. Именно эмоции и чувства детей выступают составляющей базиса личностной культуры дошкольника, и, как справедливо заметил А. В. Запорожец, эмоция выступает функциональным органом индивида и ядром личности. В научных исследованиях отмечается многообразие определений понятия «эмоция» [фр. emotion – волновать, колебать], обозначающее переживание, душевное волнение.

Аксиологический подход к образованию позволяет осуществлять развитие эмоций на основе приобщения ребёнка к общечеловеческим и культурным ценностям, а эмоцию рассматривать как духовную ценность. На протяжении дошкольного детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая богатое содержание и сложные формы проявлений, данные изменения происходят в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, а искусство выступает эталоном этих ценностей. В педагогической теории и практике проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста рассматривалась в контексте художественно-эстетической деятельности в исследованиях Н. М. Зубаревой, Т. С. Комаровой, В. Г. Косминской, Л. В. Пантелеевой, Е. А. Флериной, Р. М. Чумичевой, А. Ф. Яфальян и др. По мнению учёных, чем младше ребёнок, тем ярче его эмоции.

В исследованиях Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева обозначены четыре этапа в развитии эмоций детей, обусловленные их возрастом:

I этап – у детей появляется способность к «заражению» эмоциональным состоянием другого в непосредственном взаимодействии;

II этап – зарождающееся у ребёнка умение подчинять свои действия словесной инструкции взрослого;

III этап – эмоции начинают предвосхищать ход выполнения действий, изменяется содержание аффектов, и возникают особые формы эмпатии;

IV этап – интеллектуализация аффектов, дифференциация внешнего и внутреннего означает появление мира чувств у ребёнка (эмоции для превращения в мысль нужно время).

На возможность целенаправленного моделирования эмоций указывает М. Е. Литвак, утверждающий, что данное моделирование осуществляется по схеме: удивление – интерес – радость, что позволяет ребёнку находиться в активной форме и испытывать психологический комфорт.

Проблема воздействия искусства на ребёнка имеет общепедагогическое значение, поскольку является важным средством развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Искусство, являясь носителем общечеловеческих и национальных ценностей, способствует усвоению и формированию определенных эмоциональных эталонов, позволяющих ребёнку комфортно ощущать себя в национальной и этнической группе, к которой он принадлежит. Наиболее высокие потенциальные возможности эмоционального освоения заложены в искусстве, как образе реального мира, как носителе знаков и символов цивилизации, культуры и народов. Эстетические эмоции традиционно рассматривались в контексте вопросов влияния искусства на становление личности. По мнению Л. С. Выготского, искусство несет не обыденные, а художественные эмоции как социально ценные, переживание которых оставляет эстетическое наслаждение. Знакомство дошкольников с изобразительным искусством в детском саду не сводится к передаче знаний, формированию умений и навыков. Искусство не только изучается ребёнком с помощью взрослого, но и проживается в чувствах, которые не возникают у ребенка сами по себе, а являются его реакцией на явления окружающей жизни. Смыслом этих чувств и эмоций является выражение определенного отношения (положительного, отрицательного, равнодушного) к различным явлениям и событиям. Содержанием искусства выступают не просто чувства, а оценки разных явлений разными людьми, в разные эпохи. Как отмечает в своих исследованиях Б. М. Неменский, ребёнок должен приобрести эмоционально-ценностный опыт отношения к миру, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. При непосредственном взаимодействии дошкольников с искусством, имеющим положительный эмоциональный тон, возникают разнообразные яркие впечатления и обогащается эмоциональный опыт ребёнка. Такому обогащению опыта в большей степени способствует раскрытие ценностей, представленных в произведениях искусства, а возникающие эстетические переживания выступают основой духовного развития личности.

Таким образом, принцип эмоционального освоения позволяет нам определить эстетические эмоции как связующее звено между миром, отраженным в произведениях искусства, и реальной действительностью, в качестве посредника в диалоге «художник – ребёнок – педагог», что обеспечит ценностный обмен и будет способствовать эмоциональному и духовному обогащению дошкольников.

Эмоция выступает важнейшим инструментом в процессе присвоения ребёнком культуры и художественных образов искусства.

Публикации по теме:

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС «Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Все мы родом из детства…».

Фотоотчет о художественно-эстетическом развитии «Подснежники»Фотоотчет о художественно-эстетическом развитии «Подснежники» В своих попытках мысли и чувства посредством цвета, музыкальных звучаний и поэтического слова ребёнок пользуется средствами, уже выработанны.

Инновационный педагогический опыт «Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Представление педагогического опыта Репиной Ирины Владимировны музыкального руководителя структурного подразделения «Красносельцовский детский.

Использование игровых методов и приемов в художественно-эстетическом развитии детей Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают.

Мастер-класс в художественно-эстетическом развитии дошкольников «Танцующие краски» МКДОУ детский сад Сказка г. Семилуки Воронежской области Мастер-класс «Танцующие краски» Использование техники Эбру в художественно-эстетическом.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 22:52
+176Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
И снова благодарность порталу МAAM
И снова благодарность порталу МААМ Уважаемые коллеги и друзья по сайту МААМ! Хочу разделить с вами радость и поделиться впечатлениями. Сегодня я успешно...
Мастер-класс для детей «Забавные поросята» Старшая группа
В приближении новогодних праздников люди издавна стараются украсить свои жилища, поставить елочку и заранее подготовить подарки. Также особое внимание...
Фотоотчет «Изготовление дисков со снежинками из бросового материала с детьми...
Уважаемые коллеги! Тороплюсь вам рассказать как мы с детками изготовили разноцветные диски со снежинками для украшения нашего участка. Тороплюсь потому, что...
Фото отчет мероприятий «Мы на севере живем» с детьми второй младшей группы
Цель : Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных...
Лэпбук «Зима для самых маленьких»
Лэпбук – это исследовательская и творческая работа одновременно, а еще – отличная мысль для совместных занятий с ребенком. Все материалы лэпбука...